Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

Когда человек приходит на занятия по йоге, групповые или индивидуальные, у него есть определенные цели: преодолеть телесный недуг, сделать тело красивым и подтянутым, достичь спокойствия и расслабления, духовного развития и т.д.

В зависимости от поставленных перед преподавателем задач, он специфическим образом строит занятие.

Любое занятие отвечает принципам: ахимсы (непричинения вреда), построения от простого к сложному (ни один преподаватель не даст своему ученику для выполнения сразу сложную форму асаны или динамической последовательности), учета противопоказаний ученика, правил компенсации и режима «напряжение-отдых» и т.д.

Поэтому важно соблюдать перечисленные требования, для того, чтобы не идти слишком длинным путем в практике, либо развивать свое тело и поддерживать его здоровье. Для того чтобы достижение целей занимающимися было наиболее быстрым и эффективным, должным образом необходимо подойти к его структуре.

Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

Разновидности асан

Понятие «Асана» в переводе с санскрита означает: «сидячая поза», «место для сидения», «поза». В тексте «Йога-сутры Патанджали» указано одно из его определений: «это положение тела, которое удобно и устойчиво».

В «Хатха-йога прадипике» асана определяется как «специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры». Известно, что бог Шива дал человечеству 8 млн. 400 тыс. асан, самые важные из которых – это позы сидя, т.е.

те, которые полезны при медитации. В современной литературе принята следующая классификация асан:

  • По внешней форме: стоя, сидя, лежа, перевернутые, наклоны вперед и боковые наклоны, прогибы назад, скрутки, на баланс.
  • По характеру влияния: скрутки, перевернутые, силовые, растягивающие, сдавливающие, комбинированные.
  • По своему результату: терапевтичные, медитативные.

Но какой бы ни была принимаемая асана, она должна фиксироваться комфортное время, не должна передерживаться, должен исключаться любой возможный дискомфорт, а особенно болевые ощущения. Асана удерживается в режиме спокойного дыхания.

Практика двигается от простого к сложному, т.е. развивается постепенно, в рамках индивидуальных возможностей. В идеале, у преподавателя должно быть несколько вариантов выполнения асаны (вариант упрощения, усложнения и исключения, т.е.

асана, которой можно заменить данную на занятии в случае противопоказаний). Также очень важно помнить про режимы напряжения и расслабления и их чередование. В момент усталости необходимо выйти из асаны (она все равно уже не будет работать) и отдохнуть.

Хорошими асанами для расслабления являются шашанкасана, баласана, промежуточная шавасана.

Важно помнить про необходимость компенсации. Так, после наклонов выполняются прогибы, после скрутки в одну сторону необходимо скрутиться в другую и, желательно, завершить симметричным вытяжением. После силовых поз выполняются асаны на растяжение. После перевернутых также есть свои компенсирующие положения, например, матьсьясана.

  1. В практике йоги нет случайных элементов, все должно быть скоординировано и приведено к равновесию.
  2. Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики
  3. Порядок асан в комплексе

Теперь стоит рассмотреть последовательность асан в комплексе, ведь йога – это наука, а не случайный набор асан. Традиционно, в йоге рассматриваются две схемы построения урока.

Первая приведена в линии Шри Кришнамачарьи, согласно которой урок строится следующим образом: асаны стоя, затем дается блок асан сидя, лежа на животе, лежа на спине и перевернутые (возможно, с добавлением виньяс между позициями).

Вторая же характерна для линии Шивананда йоги или Бихарской школы йоги, где, наоборот, начинают с перевернутых положений, затем выполняют асаны лежа на спине, лежа на животе, положения сидя и, только потом, стоя.

В данной традиции, это объясняется спецификой развития человека в онтогенезе, и что именно такая последовательность является наиболее соответствующей и естественной. Таким образом, выбор остается за практикующим и зависит напрямую от школы, в рамках которой он практикует.

Какая бы линия преемственности ни была выбрана, возможны еще варианты проведения занятия. Любое занятие рекомендуется начинать с настроя на практику. В качестве такой настройки хорошо подходит исполнение мантры «Ом», например. Затем стоит провести разминку (15-20 минут), т.к.

на теплое, подготовленное тело практика идет безопаснее и эффективнее. Далее можно включить активизирующее, дополнительно разогревающее дыхание, например, капалабхати, бхастрика (желательно, с кумбхакой после них). Далее идет основной комплекс асан. И здесь также существует множество вариантов.

Если это специализированный класс, скажем, класс для здоровой спины, то основной комплекс будет направлен на поддержание красивой осанки, снятие блоков с этой области, исправление определенных дефектов. Также может быть класс на увеличение подвижности тазобедренных суставов, против варикоза, подготовка к хануманасане и т.д.

А возможен более универсальный комплекс, прорабатывающий все сегменты позвоночника или системы тела человека. У каждого комплекса свои задачи.

В конце занятия лучше включить успокаивающие пранаямы (нади шодхана, бхрамари), медитативную технику, шавасану (15-20 минут) и, также, исполнение мантры «Ом» или любое другое завершение практики. Это общая схема, которая, конечно, может иметь авторские модификации.

Некоторые особенности практики йоги

Важным аспектом построения комплекса йоги является также учет фазы суток. Утром рекомендуется более активная, тонизирующая, силовая, активизирующая симпатическую нервную систему практика, вечером же более спокойная, медитативная, активизирующая парасимпатическую нервную систему.

Также существует принцип Шивы и Шакти, или сознания и энергии. Шива – активное начало, мужское, что и распространяется на практику, которая более подходящей является для мужчин, более силовая, ставящая определенные физические или личностные задачи. Принцип Шакти больше свойственен женским классам, это более динамичная практика, потоковая, спокойная.

Некоторые мастера, при этом, рекомендуют не впадать в крайность того или иного подхода, а практиковать оба, умело их сочетая. И именно в этом рождается гармоничный организм, а не только мужское или только женское.

Хочется отметить важность чакральной системы при построении урока. Так, асаны стоя или некоторые асаны на улучшение подвижности таза задействуют муладхара-чакру (например, хануманасана, супта хастападангуштхасана). В наклонах корпуса вперед стимулируется свадхистана-чакра (падахастасана, пашчимоттанасана, джануширшасана).

Манипура-чакру можно активизировать скрученными позами или некоторыми сдавливающими (ардха матсиендрасана, париврита паршваконасана, майюрасана). Благодаря прогибам можно проработать анахата-чакру, например, с помощью чакрасаны, уштрасаны, бхуджангасаны.

Перевернутые позы (сарвангасана, халасана, и их контрпоза матьсьясана) стимулируют вишуддхи-чакру. В балансах, например, в бакасане, стимулируется аджна-чакра. А в ширшасане и, в подготовительной к ней, пранамасане, в адхо мукха врикшасане происходит актизизация наивысшей сахасрара-чакры.

Таким образом, подход от асан стоя к перевернутым способен включить наиважнейшие чакры в организме человека.

Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

В завершение хочется сказать, что вариантов построения комплекса существует очень много, все зависит от поставленной задачи и необходимости проработки определенной области тела, но более универсальное занятие способно удовлетворить практически все потребности тела и духа. В конечном итоге, важен не сам набор асан (хотя он отвечает за травмобезопасность), а то, насколько каждое движение согласовано с дыханием, насколько человек способен отбросить все мысли и пребывать в потоке практики, соединив тело и сознание.

Работа студентки Московского Университета Тамары Булановой

Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги

Источник: https://niketan108.com/articles/940-principy-postroeniya-effektivnogo-kompleksa-hatha-yogi.html

YOGA_METHOD, © 2018

Posted at 12:17h in Статьи by Админ Админ

Автор Другова Кристина.

Введение

Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

В современном мире йога набирает всё большую популярность среди населения всех материков, любого пола и социального статуса. Появляются всё новые виды и течения йоги, приходят новые мастера со своими наработками.

Йогой занимаются в группах, в залах или на свежем воздухе, и не нужно подчёркивать, что часто современный вид отличается от того, что предписывается в древних текстах.

И одно из бросающихся в глаза отличий, которое можно встретить во всех древних х, заключается в необходимости заниматься под руководством гуру.

С одной стороны, практики асан, пранаямы, медитации, концентрации описаны в текстах, на сайтах, в лекциях в общем доступе.

Тогда зачем тратить время и силы на поиски учителя, за которым многие, конечно же, отправятся в Индию или Непал, если можно ходить к инструктору в своём городе и всегда обратиться к материалам в интернете, если появится такой запрос.

С другой стороны, не зря же в текстах по йоге всё время упоминается необходимость практиковать под руководством учителя. И если эта рекомендация была актуальна в древности, почему бы ей не быть актуальной и в наше время?

Данная работа лишь немного приоткрывает эту тему. Здесь рассмотрены вопросы необходимости учителя, а также взаимоотношений гуру и ученика. В качестве источников информации использовались основные, самые известные тексты по йоге. Конечно, приведение заключений из текстов различных направлений расширило бы картину, и нужное дополнение обязательно появится, если это будет необходимо.

Понятие «гуру»

Один из фундаментальных текстов по хатха-йоге «Хатха-йога Прадипика» [1] начинается со шлоки «Приветствие Шиве», которая звучит:
«Приветствуем тебя, славного изначального гуру Шри Адинатха, принесшего людям знания хатха-йоги, которые освещают путь наверх для тех, кто желает подняться к наивысшему уровню йоги, к раджа-йоге».

Здесь Шри Адинатх – одно из имён Господа Шивы, высшего космического сознания, являющегося первоначальным источником, из которого возникли мироздание и чувствующие существа.

Это та сила, которая обитает во всём, известная как гуру, потому что, когда появляется понимание его существования, это понимание выводит человека из темноты невежества на свет реальности.

Понятие «гуру» понимается в современном мире, как наставник, учитель, мастер. Адвая-тарака-упанишада даёт эзотерическое объяснение слова «гуру». Говорится, что слог «гу» означает «мрак», а «ру» — «рассеиватель», следовательно, гуру является тем, кто рассеивает мрак духовного невежества. То же описывается и в другом фундаментальном текте «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара [2].

По другим источникам слово «гуру» происходит от корня «гри» (призывать, почитать), а также подобно корню «гур» (возвышать, возносить, усиливать). Как существительное слово «гуру» можно перевести, как «тот, кто наделяет знаниями». Как прилагательное оно означает «изобильное», «заполненное знаниями», «обилие в духовной мудрости».

Также можно встретить определение гуру как «тяжёлый», «наполненный знаниями».

Кто есть гуру?

Сутра 1-26 «Йога-сутр» Патанджали [3] говорит, что «В действительности Бог – первоучитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего».

Таким образом, гуру в виде частицы Бога есть в каждом живом существе. Этот элемент, присутствующий в каждом из нас, называется гуру таттва.

Гуру таттва – самый чистый и высший элемент, не подверженный времени и пространству, не исчезающий во время смерти, а следующий с нами из жизни в жизнь.

Поэтому существуют понятия внутреннего и внешнего гуру. Истинный учитель существует внутри каждого существа, однако, чтобы услышать его тихий голос, необходимо убрать все волнения ума. Ума, который постоянно отвлекается желаниями, страстями и амбициями.

Мы непрерывно испытываем те или иные эмоции, получаем впечатления, а ум постоянно это всё перерабатывает.

Как же остановить этот конвейер без понимания природы этих волнений?
Только человек, в совершенстве овладевший законами, управляющими умом, телом и духом, сможет объяснить, как устранить негативные ментальные паттерны, ограждающие нас от внутреннего гуру.

Только внешний гуру способен проявить внутреннего гуру, как часть нашей собственной личности. Как сказано в тексте «Свет на взаимоотношения Гуру и ученика» [4], вся традиция гуру и учеников существует для этой цели.

В физическом теле гуру таттва представлена агья чакрой. Через этот центр мы получаем команды от внешнего гуру. Когда человек научится отчётливо слышать команды гуру в межбровном центре, тогда он сможет постепенно осознавать тонкую и причинную форму гуру таттвы. И она станет частью его реальности. [5]

Гуру может стать учитель, состоящий в традиции йоги, парампаре. Чтобы человек стал гуру, необходимо, чтобы линия передачи возложила на него такие функции. Путь будущего гуру должен чётко прослеживаться: рождение, обучение, вхождение в традицию и только после этого, возведение в статус гуру. Он может давать ученикам духовную работу (садхану) и благословения.

Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

В отличие от инструкторов йоги, которые имеют ориентацию на учеников, иными словами, клиентноориентированы, гуру передаёт свои знания, работая в интересах парампары. [6]

Читайте также:  Мудры для чакр: для раскрытия и активации каждой (с фото)

Источник: http://yoga-method.ru/guru-v-praktike-yogi/

Составление комплексов йоги. Принципы построения последовательностей асан

Гуру йога: что это такое, и какие принципы заложены в основы практики

Грамотно составленные комплексы йоги, наряду с пониманием принципов правильного выполнения асан — необходимое условие гармоничных, полезных для тела и духа, а также безопасных занятий йогой. При составлении комплексов йоги нужно одновременно учитывать несколько различных аспектов, или принципов. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Разогрев вначале занятия

При составлении комплексов йоги важно обеспечить травмобезопасность занимающихся. Вначале занятия люди приходят не размятые и начало любого комплекса должно включать либо специальную разминку, либо несложные асаны, которые способны плавно ввести занимающегося в рабочий процесс, т. е. разогреть тело и подготовить мышцы и связки к дальнейшим нагрузкам.

По ходу занятия мы движемся от более простых асан, которые подготавливают и разминают конкретные части тела, к более сложным и продвинутым, в которых происходит уже более углубленная проработка тела.

Направленность занятия

Комплексы асан разным образом строятся в зависимости от направленности занятия.

Для занятий общей направленности основной задачей является комплексная проработка всего тела. В этом случае комплекс составляется из асан широкого спектра действия (воздействующих одновременно на большое количество суставов и мышц) а также из узконаправленных, которые следуя друг за другом, постепенно проработают все суставы, связки и мышцы.

Также существуют занятия узкой направленности. Например один день мы можем посвятить наклонам и вытяжению задней поверхности бедра, другой прогибам, третий — раскрытию таза и т. д… В этом случае одним из вариантов построения комплексов йоги — является занятие с пиком. Подробней о пике (пиковой асане) и принципе построения таких занятий см. в видео.

Переходы между асанами комплекса йоги

Переходы между асанами в процессе занятия йогой должны быть естественными и удобными, чтобы занимающимся не приходилось слишком часто переходить из стоячего положения в лежачее или постоянно переворачиваться с живота на спину.

Можно разделить занятие на несколько блоков, асаны которых будут выполняться из одного положения. Например сперва стоя, затем в упоре на руках и на коленях, затем лежа на животе, затем на спине, затем — перевернутые асаны.

Проверяйте на себе удобство переходов между асанами комплекса.

Построение комплекса йоги по чакрам

Асаны йоги воздействует на определенные части тела, которые можно соотнести с конкретными чакрами (точное соответствие можно поискать отдельно в интернете). Целесообразно строить последовательность так, чтобы воздействие на чакры происходило снизу вверх. Это естественный подъем энергии снизу вверх и именно так построено большинство применяемых сегодня комплексов йоги.

Принцип компенсации

Некоторые асаны вызывают очень глубокое воздействие на некоторые области тела. И даже если следовать просто за ощущениями, то после глубокого прогиба, хочется наклониться, после наклона вперед или скручивания вытянуться и т. д. И в данном случае стоит следовать за ощущениями, давая после глубоких асан компенсирующие полученную нагрузку упражнения.

Все перечисленные принципы дополняют друг друга, поэтому стремитесь использовать их одновременно. А составлять комплексы удобно с помощью специальной программы-редактора для построения комплексов йоги.

  • Приятной Вам практики.
  • Дмитрий Смирнов
  • Рейтинг: 4.4 (Проcмотров: 5979)

Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/nastavlenie_sostavlenie-kompleksov-yogi-principi-postroeniya.htm

Йога — основы практики

Основной посыл данной статьи – вдохновить, позволить родиться осознанному движению, прежде всего в согласии с собой. Окружающие условия в этом – становятся вторичными; системы, названия, термины – это внешние ориентиры, обозначающие определённый способ уделить внимание тому, что обычно не наблюдается в привычном ритме жизни.

Нет слов, чтобы однозначно сказать, что такое Йога, описать можно только некоторые грани. Одно из значений Йоги – «СВЯЗЬ», связь первоисточником, который является Абсолютной Истиной и причиной всего проявленного и непроявленного.

Подобно тому, как в воздушном пространстве самолётам недостаточно ориентироваться визуально, чтобы безопасно перемещаться, им нужно быть на связи с диспетчером – так же и личность, без связи со своим Первоисточником – зачастую испытывает повторяющиеся сложности.

Обретение этой связи и является одним из аспектов практики.

Говоря упрощённо, йога в жизни проявляется как практика, в которой предписываются положения тела, ритмы дыхания, очистительные процедуры, ограничения поведения, направление внимания и чувств.

Другими словами – практика подразумевает изменения, как на сознательном, так и на бессознательном уровне! Как произвести эти изменения грамотно, гармонично – это и есть то, в чём есть смысл разобраться.

Если посмотреть на интерпретации древних источников, и соотнести их с реалиями и возможностями нашей жизни – может возникнуть идея, что Йога просто не для меня… Ответ — и ДА и НЕТ одновременно. Если смотреть только на внешнюю форму – тогда НЕТ – это может быть недоступно, повторить вот так сразу.

Если же посмотреть на то, что практика ориентирована на изменение сознания – и это то, с чем предстоит быть – тогда дорога открыта, и ответ – ДА, йога доступна в ЛЮБОМ случае в любой момент времени, когда об этом удаётся вспомнить, в зале на коврике или в дороге, дома или на работе. Внешние обстоятельства становятся вторичными.

Занятие йогой ведёт к совершенствованию физического тела, возможностей психики, но это  скорее вторичные эффекты, а самая главная ценность – наполнение силой жизни, раскрытие творческого потенциала – обретение целостности и более глубокое понимание своей жизни. В практике повышается умение улавливать тонкие ощущения, непрерывно поступающие от систем тела, души, понимать их! Это более гармоничное движение по пути эволюции, в согласии с непрерывным преобразованием Вселенной.

Мы учимся на простых вещах, изучая, исследуя, осознавая себя и пробуждая всё более открытые и честные взаимоотношения с миром, развивая умение ориентироваться в течениях жизни, доверяя, принимая.

Практика йоги укрепляет связь сознания с телом, повышает умение слушать себя, успокаивает Ум, что естественно укрепляет и тело, и психику, раскрывает и очищает энергетические каналы.

●  Начиная заниматься йогой, необходимо осознать, к чему Я стремлюсь, чего хочу достичь, чем наполнить свою жизнь.

Это может быть всё, что угодно, любая сфера жизни, ограничения для желаний нет! Когда мы переходим от привычного темпа жизни к занятию, посвящённому достижению единства с Вселенной, в наиболее благоприятной форме — необходимо на некоторое время приостановить все движения, перенести внимание с привычного потока мыслей и внутренних процессов к абсолютной тишине, позволяя себе просто наблюдать, не вмешиваясь ни волей, ни оценкой, ни мыслями. Отдыхая от какого-либо проявления воли, устремлений чувств и внешних влияний, сейчас Вы — наедине с Собой, а Вы — самый ценный человек в Вашей жизни, ведь от вас и вашего выбора, зависит, насколько наполнена и счастлива будет Ваша жизнь и жизнь людей, рядом с Вами!

Общий принцип можно описать так: Осознаём устремления, желания, мотивацию – устраняем все привязки и фиксации по форме реализации, отделяя ощущение своего состояния от внешних факторов – пробуждаем обращение к Вселенной в устремлении к единению, пониманию себя в этих внутренних проявлениях.

Занятию йогой может сопутствовать приятная умиротворяющая музыка, иногда расслабляющая, иногда наполняющая и вдохновляющая,но это скорее приятное дополнение, не являющееся ключевым.  Нас ведёт прежде всего наш Дух, и мы стремимся к тому, что бы он мог проявиться в полной мере, независимо от внешних явлений.

Каждый человек – уникален, поэтому применять определённую систему, не считаясь со своими особенностями, – может быть неэффективно. Именно тогда, когда ум успокоен, можно услышать себя, обращаясь с любовью и вниманием к себе, как к ребёнку, который давно скучает без вас и жаждет общения с вами. Укрепление этой связи – одна из важных составляющих практики.

Сохраняя состояние, мы начинаем с простых движений, играя с телом, объединяя движения, фиксации, дыхание, направленность внимания, сознания в единый согласованный поток. Череда вытягиваний, сжатий, закручиваний и прогибов для того, что бы тело ожило, чтобы пробудить интерес, наблюдая простые действия из состояния полноты. Всё великое рождается с простого.

Некоторое время стоит уделить усилению потока жизненной силы, праны, проходящему через тело. Это можно достичь, наполняясь через особое полное дыхание йогов, вдыхая мысленно приятную прохладу из бесконечного пространства вокруг.

На протяжении занятия следим за тем, чтобы движения, дыхание, ощущения, состояние ума, мыслей, эмоциональных проявлений, были сбалансированы и приближали к нашей изначальной Природе, к Вечному Единому источнику, причине всего…

Когда вы ощущаете тонус, лёгкость – это подходящее состояние для движения дальше. Теперь можно осваивать различные положения тела (асаны).

Критерием правильно выполненной для Вас асаны является не форма положения тела, а равновесие на пределе своих границ, в котором вы можете находиться некоторое время, сохраняя глубокое спокойное дыхание, ощущая усилия натяжений или сжатий в областях изгибов, задействуя только мышцы, углубляющие асану, отпуская остальные.

●  Первично состояние неподвижности, статика.

Физическое тело максимально замирает, дыхание замедляется, всё находиться в тонусе, мышцы подтянуты, и подвластны нашей воле.

Иногда можно полностью отпустить волевые напряжения, усилия, стремления сделать правильно, и, позволить себе Быть, как есть, в принятии и согласии.

При внешней неподвижности – повышается осознание более тонкого движения, которое сейчас становится заметным. В это время мышцы и сухожилия развиваются и укрепляются, возможности тела и разума – расширяются.

●  Из неподвижности рождается движение, динамика.

Когда образ следующего положения сформирован и пришло ощущение готовности – начинается движение, в согласии с самоощущением. В перетекании из одного положения в другое, каждое мгновение движения – принадлежит предыдущему и следующему положениям. Это часть асаны, в этом движении проявляется неподвижность, равновесие. Неподвижность в стабильности скорости, ощущении себя, единении с собой.

Движение рождается из состояния, интереса к невидимым глубинам чувств, действиям — движения наполняются творчеством, оживают, становятся более изящными, грациозными.

Затем приходит время для укрепления тела и освоения асан следующего уровня, от простого — к сложному.

Усиление нагрузки в этом состоянии желанно, тело само просит этого, а если желания нет – лучше вернуться назад – в момент, где была устойчивость, равновесие, единение с собой. Можно полностью остановив всё и, расслабившись, отпустить сознание в свободное движение созерцающее дыхание и внутреннее бытие.

В простых, или сложных положениях тела — первично одно — присутствие внимания, начиная с этапа пред-действия, в начальном положении, состояние устойчивости, цельности — и расширение его в последующих усилиях, в движении и неподвижности.

Таким образом — первична не внешняя форма, а стабильное ощущение в заданной области тела, плавно нарастающее — до границы перенапряжения и потери устойчивости физической или внутренней, потери единства с собой.

Если состояние выражается как «я терплю» — тогда положение упрощается, пока не наступит состояние «Я есть».

●  По завершении происходит успокоение, расслабление, энергия, наполняющая нас, распределяется и упорядочивается, для того, что бы – сопутствовать нам в нашей дальнейшей деятельности, позволяя ощущать  больше свободы, по-новому смотреть на мир и на людей рядом с нами.

Практика, совершаемая в утреннее время — позволяет на протяжении дня, быть более продуктивным, пребывать в тонусе, хорошем настроении, эффективнее справляться со своими задачами на пути к достижению своих целей. Если недостаточно времени для сна — определённые комплексы положений тела позволяют создать взрывную бодрость на весь день, даже если сон пришлось уменьшить на час.

Практика, совершаемая в вечернее время – позволяет снять напряжение после рабочего дня, успокоить ум,  восстановить позитивный настрой, освободиться от беспокойств. При правильном направлении сознания уходит избыточный аппетит.

При продолжительной практике – вы становитесь сильнее, выносливее, укрепляется сила воли;  повышаются также и другие психические характеристики, целостность, самодостаточность; cнижается зависимость от внешних проявлений, что позволяет строить более качественные отношения с близкими людьми, друзьями, сотрудниками; Снижается зависимость от вредных привычек. Ширина возможностей практики позволяет каждому кто желает обогатить свою жизнь, независимо от возраста, состояния здоровья, рода занятий, веры.

Читайте также:  Супта баддха конасана: техника выполнения позы с фото и видео

Мастер йоги Константин Долбак

Источник: https://yogasecrets.ru/praktikuem-asani/yoga-osnovi-praktiki

Основные принципы йоги

Home > Основные принципы йоги

Каков путь от простой гибкости до божественности?
Мудрец Патанджали в своих Йога-сутрах изложил основные принципы жизни практикующего.

Патанджали утверждал, что асаны делают тело совершенным, прекрасным по форме, грации, силе, а также твердым и сияющем, как алмаз.   В итоге, когда все слои тела и все составляющие человека скоординированы в асане, колебаниям ума приходит конец, страдания прекращаются.

 Интеграция предполагает, что вы гармонизируете физическое тело со всеми остальными: эмоциональным, ментальным и телом блаженства.

Но как этого добиться? Как выявить глубинную трансформацию в том, что со стороны кажется банальной растяжкой и безумным акробатическим номером?
Все начинается с осознанности.

Итак, принцип первый – осознанность.

Осознанность

Мы привыкли считать, что интеллект и восприятие имеют отношение только к нашему мозгу, в йоге же они пронизывают все тело,
оно буквально пронизано разумом. Большинство современных людей так мало используют свое тело, что перестают его чувствовать.
Они передвигаются на автомате и это нельзя назвать действием.

Действие – это движение, пронизанное интеллектом.
Йога учит наделять наши движения осознанностью, превращая их в действие.
Действия в асане призвано стимулировать интеллект, при все при том, что обычно только движение и вовлекает ум в работу.
Тренируя тело, мы развиваем чувствительность.

Находясь в асане, вы должны все время пополнять вашу интеллектуальную осознанность, что подразумевает непрерывный поток внимания.
Стоит отвлечься – и внимание рассеивается, и вы моментально перестаете обогащаться, а занятия превращаются в привычку,
а не во вдохновляющую и творческую практику.

Стоит вам сфокусировать свое внимание, как вы уже творите , а творение само по себе обладает энергией и жизнью.

Осознанность позволяет преодолевать усталость и изнеможение не только в асане, но и в жизни.

Динамическое растяжение

Целю любой из асан является то, что вы должны делать их из центра вашей Сущности, растягиваясь по периферии тела.
Растяжение и развитие всегда крепко коренятся в одном месте, и свое начало они берут в центре своего существа.

Когда большинство людей занимаются растяжкой, они тянутся к какой-либо воображаемой точке, которой они пытаются достичь,
но они забывают тянутся и развиваться из определенной точки. Когда вы тянетесь и развиваетесь , вы делаете это не только куда-то, но и откуда-то.

Травмы случаются только тогда, когда ученик теряет связь со своим центром, со своей божественной сущностью.
Вместо этого на сцену заступает эго, которое требует все большего натяжения, чтобы непременно достать пола вне зависимости

от способностей тела, вместо того , чтобы постепенно вытягиваться из центра.

  • Постарайтесь направить свое внимание вовнутрь, а не вовне,  не заботясь о том, что увидят другие. Главным судьей и зрителей для вас должна оставаться ваша Самость.
  • Не зацикливайтесь на том, насколько вы растянулись, а думайте , насколько правильно вы это делаете.

Важно соблюдать баланс, избегая растяжений, но в то же время работать в полную силу. Всегда пытайтесь растянуть и развить тело.  Это приводит к появлению пространства,  которое ,  в свою очередь, приносит свободу.

От свободы тела вы эволюционируете к свободе ума,  а далее – к Высшей Свободе. Высшая свобода ,  к которой и стремится йога, прослеживается в наших телах, по мере того как каждый член   тела получает независимость и гибкость от соседних частей.

Ригидность и жесткость в теле, напротив, подобна ношению смирительной рубашки или сидению в тюрьме.

Расслабление

Если вы все делаете верно, вы должны чувствовать себя расслаблено, даже если при этом натянуты как струна.
Если после натяжения наступает расслабление, разум и тело не колеблются.

Расслабление означает освобождение от излишнего мышечного напряжения, что, в свою очередь, позволяет телу быть крепким, а уму – умиротворенным.

  • Входите в позу на выходе, пока не почувствуете состояние внутреннего безмолвия в клетках и внутри себя.

Вдох – всегда напряжение, выдох – свобода.

  • Все движения делайте на выдохе, он сглаживает напряжение и давление в теле.

Если, находясь в определенной позе, вы захотите потянутся еще, делайте это только на выдохе.
Сфокусируйтесь на расслаблении, когда максимальное натяжение уже достигнуто, не на сжатии и удержании, а на отдыхе и раскрытии.  Это прекрасно успокаивает и тело и мозг.

  • Непременно расслабьте шею и голову.

Если задняя поверхность шеи расслаблена, а язык мягкий, мозг не будет напрягаться.
Как только вы научитесь расслаблять язык и гортань, вы сможете расслабить и мозг, потому что этот процесс взаимозависимый.

Когда вы находитесь в позе, следите также и за своими глазами.

  • Если глаза неподвижны и спокойны, мозг умиротворен и пассивен.

Он способен воспринимать что-то новое только в полном расслаблении.

Легкость

При верно выполненной асане ваши движения будут мягкими, тело легким, мысли свободными.
Когда вы растягиваетесь в асане, вы должны поддерживать в себе это ощущение легкости.

Если асана кажется тяжелой, значит, она сделана неправильно. Если тело сковано, мозг перегружен и вы словно пойманы в ловушку.  О какой свободе в этом случае может идти речь?

В отличие от ригидности и жесткости, усилие – это ни хорошо, ни плохо. В свое время оно должно иметь место в правильном количестве.

  • Йоги говорят, что нет такого места в этом мире, где совсем отсутствовало напряжение.

Вам нужно только верно отмерить его количество для своего тела. Только оно сможет удержать вашу энергию внутри.
Переизбыток напряжения порождает агрессию. Так получаются травмы – вследствие агрессивных движений, а не из –за самой йоги.  Недостаток его – это уже слабость.

  • Напряжение должно распределяться равномерно.
  • Правильное напряжение – значит, здоровое.
  • Баланс
  • Ищите баланс осознанности во всех позах, просто наблюдая за разницей между двумя частями тела, а также за интенсивностью натяжения от уровня к уровню, от конечности к конечности, от сустава к суставу, от макушки до пят, от задней к передней части, от стороны к стороне.
  • Создавайте одинаковое натяжение, ровную устойчивость и равную интенсивность движения.

Чтобы правильно выровнять каждую часть тела, вам нужно работать с ним в целом.
Баланс подразумевает не только баланс тела. Баланс тела – это основа сбалансированной жизни.
В какой бы позиции, или по аналогии, в какой бы жизненной ситуации вы ни находились, вы должны уметь находить баланс.
Баланс – это состояние присутствия в настоящем моменте – здесь и сейчас.

Когда разум устойчив, для вас нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.

  • Не живите мыслями о будущем. Только настоящее реально. Ум уносит нас мыслями о будущем с его планами, волнениями и сомнениями.  Память отвлекает на прошлое, сожалея и пережевывая дела давно минувших дней.
  • Только самость поддерживает нас в настоящем.

Древние мудрецы говорили, что ключ жизни в балансе, причем на всех уровнях существа.

Боль

Многие люди фокусируют свое внимание на прошлом и будущем, чтобы избежать настоящего, потому что оно причиняет им боль,
а порой и вовсе кажется невыносимым. На уроках йоги некоторые стиснув зубы ждут, пока тренер не скомандует им выйти из позы.

  • Боль здесь –ваш учитель, равно как и в жизни. Знание добывается только в борьбе. Боль – ваш гуру.
  • Научиться находить неудобство даже в дискомфорте.
  • Постарайтесь не избегать боли, а двигаться сквозь нее и над ней.

Асаны помогают нам развить терпимость в теле и уме, чтобы нам было легче пережить стресс и легче переносить напряжение.

Другими словами, усилие с его неизбежной болью – один из важнейших уроков, которые мы можем вынести из асан.

Правильная боль конструктивна, она не только бодрит, но и бросает вызов, а неправильная – деструктивна и приносит мучительные страдания.
Правильна боль создана для нашего внутреннего роста и духовной трансформации.

Нарастая постепенно, она отличается от резкой, неожиданной и неправильной боли, которую наше тело использует ,предупреждая нас,  что не стоит заходить далеко за пределы своих возможностей. Большинство людей хотят только получать удовольствие и не испытывать страданий.

  • Принимая страдания, вы наладите отношения с огромным количеством людей, которым также плохо, как и вам.

Боль – прекрасный проводник. Познав ее, вы научитесь сочувствовать, чего нельзя сказать о вместе прожитых моментах радости.

Совершенствование

Пусть вашей целью станет достижение совершенства, но получайте удовольствие и от небольшого прогресса на пути к нему.
Слишком большие амбиции могут быть деструктивны для устойчивого развития.

Совершенство, в конце концов , доступно только Богу.
Так какова ценность совершенства, если оно подвластно только ему? Но мы – существа, которые могут мечтать о совершенстве ,
и именно эта мечта вдохновляет нас на пути улучшений.

Эти грезы разжигают усилие, необходимое для трансформации.

Совершенство создает интерес к искусству и жизни. Никогда не говорите, что вы разочарованы в себе.

  • Каждый день найдите время для того , чтобы поддерживать практику асан.

Есть ли у вас какая-то часть тела, которая причиняет вам дискомфорт во время практики?
Негнущаяся спина или поврежденное колено? Это ваш трудный ребенок. Научитесь ладить с ним и воспитывать, как непослушное дитя,  которому нужно больше заботы и внимания. Не беспокойтесь о неудачах.
Неудачи в жизни делают человека более решительным и наделяют его особенным философским подходом.

Старайтесь быть беспристрастным. Все, что ни делается, все к лучшему.

  • Ничего не бойтесь.
  • Не привязывайтесь к телу.

Даже если страх придет, примите его и найдите в себе мужество с ним справляться.  Если вы чувствуете страх, вы должны практиковать без привязанности к телу , думая о нем объективно как об инструменте или перспективе для творческой работы.

по материалам Б.К.С. Айенгара «Свет жизни: йога»

Источник: https://yoganotes.ru/osnovnye-printsipy-jogi/

Йога и её основы

В последние годы йога продолжает стремительно набирать популярность. На пользу этому служат характерные особенности общества, в котором мы живём. Появление интернета и беспрепятственного доступа к огромному количеству информации сделали основы йоги доступными для любого желающего.

Что же такое основы йоги? Какова её основная цель? Какой смысл вкладывают в это понятие современные люди? Как относились к этой науке самопознания древние мудрецы? На изучение каких книг следует опираться новичку для получения максимально полной информации?

Многие люди считают йогу результативной гимнастикой, оказывающей омолаживающий и оздоровительный эффект. Для них это не более чем занятие, позволяющее избавиться от стрессов и обрести гармонию. Другие начинают заниматься йогой для того, чтобы сбросить лишний вес и подкорректировать фигуру. Некоторые хотят посредством йоги снять усталость после напряжённого рабочего дня или подлечить спину.

Но те, у кого появляется желание глубже понять основы йоги, наверняка захотят в поисках новых знаний обратиться к древним трактатам. В процессе их изучения к ним придёт понимание того, что понятие «йога» куда более объёмно. Результаты, ожидаемые большинством наших современников – всего лишь побочный эффект, появляющийся при регулярных занятиях.

Философия и цель йоги

Йога – это система духовного совершенствования.  В переводе с древнего языка Вед – санскрита это слово означает “единение”, “союз”, “связь”. Происходит оно от корня yuj (связывать, соединять).

Основная цель этой  древней науки – объединение нашего «я», этой сформированной личности, ассоциируемой нами со собственным телом, с наиболее совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в различных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но сущность её от этого не меняется. Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум.

Читайте также:  Йога для мужского здоровья и силы у мужчин: видео упражнений для усиления потенции

Йога указывает путь, ведущий от внешнего к внутреннему и позволяющий глубже понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным современному миру.

Одна из целей этой науки о самосовершенствовании состоит в возможности управлять своим умом. Неконтролируемый ум превращает любого человека в эгоиста, наполняя его страхами и беспокойством. Это, в свою очередь, исключает возможность быть счастливым, спокойным и гармоничным.

Основы йоги, описанные в книгах, оставленных нам из прошлого

Наиболее авторитетные труды, раскрывающие теоретические и практические принципы и основы йоги:

Источник: https://vedenie.com/yoga-i-ee-osnovy/

В чем заключаются этические принципы йоги?

Что вы знаете о Йоге и о ее истинной сути? На чем основаны принципы Йоги? Об этом вы можете узнать в статье!

Мудрец Патанджали¹ в древности сформировал основополагающие этические принципы Йоги, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги².

Он также называл это саморазвитием души.

Большинство людей занятия Йогой начинают с Асаны — третей ступени учения, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принципы Йоги первых двух ступеней:

  • Яма — соблюдение всеобщих моральных заповедей.
  • Нияма — внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.

ЯМА — этические принципы Йоги!

Под Ямой понимают соблюдение всеобщих моральных заповедей. Эти моральные заповеди, или этические принципы Йоги, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста и национальности.

Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, они до сих пор не утратили свою значимость. В Яму входят следующие принципы:

  • Ахимса – непричинение вреда (в том числе и себе, нельзя насиловать свое тело, психику и ум);
  • Сатья — правдивость;
  • Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
  • Брахмачарья — контроль над половым влечением (или хотя бы иметь только одного партнера).

Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание. 

Соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии. О любом человеке, соблюдающем заповеди Ямы, окружающие скажут — это хороший человек.

Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость — радость доброжелательности, которая сильнее и глубже удовольствий злорадства и обладания. Тем самым йогин поднимается на новую ступень в своем духовном саморазвитии.

Можно многие годы заниматься Йогой Физическими упражнениями), многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой. В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Ахимса — высшее правило морали!

Это самое главное правило Ямы. Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но подразумевается более глубокое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.

Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей. Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть. Мириться со злом нельзя. Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение.

В Бхагават Гите³ Шри Кришна⁴ разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться:

«Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов. Поэтому не надо колебаться. Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче».

Такое самообладание называется йогой.

Йогин знает, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом. Поэтому он с готовностью помогает окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости на своем пути.

Ахимса предполагает освобождение от страха. Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.

Ахимса предписывает и освобождение от гнева. При этом различают два вида гнева. В одном случае это гнев гордыни. Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам. С ним надо бороться. В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача. Это ведет к духовному развитию.

Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога. Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда.

Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также поднять и воодушевить себя. Если же человек недоброжелателен и переполнен слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями, то он вредит не только другим, но и себе.

В чем принцип второго правила Ямы?

Сатья означает правдивость. Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Любая неискренность препятствует достижению гармонии.

Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге и наносят прямой вред окружающим и самому человеку.

Контроль над речью ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем.

Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.

Астея — третье правило Ямы

Астея — буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого. Астея запрещает любые формы злоупотреблений. Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости. Это тесно связано со следующей моральной заповедью.

Что дает Апариграха?

Апариграха означает не копить, не собирать и не принимать дары.

Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо. Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время.

О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал:

«Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему. Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз».

  • Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.
  • Замечательный стих есть в Упанишадах (древний трактат), смысл которого сводится к следующему: «Отправляясь к богу смерти, с собой не возьмешь ничего». 
  • Свами Йогонанда⁵ по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.

В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Брахмачарья — контроль над влечением!

Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные практики и воздержание. Однако понятие Брахмачарья скорее определяет состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями.

И холостяк, и семьянин могут одинаково посвящать себя занятиям Йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи. Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.

Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья — дорога мудрости.

НИЯМА — этические принципы Йоги!

Нияма — это свод индивидуальных правил поведения, дисциплинирующих ученика. В Йога Сутрах выделены пять основных правил:

  • Шауча — чистота;
  • Сантоша — удовлетворенность;
  • Тапас — рвение и строгость;
  • Свадхиайя — самообразование или познание своей души;
  • Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам.

Шауча — гигиена тела и души

Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке.

Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур. Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота».

Но главное значение Йога придает нравственному очищению. Это прежде всего устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения.

Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями. Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.

Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.

В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления.

Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности. Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному саморазвитию и разрушает организм.

В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете. С этим трудно согласиться. До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата. В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.

Как соблюдать принцип Сантоши?

Сантоша — это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка.

Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему. На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.

Как развить железную волю?

Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль. Это означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину.

Практика Тапаса — это кузница характера. Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость. Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей.

Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир и этические принципы, можно оценить свои успехи, т.е. ощутить это движение. С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия. Именно Тапас делает возможным любое продвижение.

Путь к саморазвитию!

Свадхиайя значит самообразование, саморазвитие. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.

Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.

В чем высшая цель Йоги?

Пятый принцип Ниямы Ишвара Пранидхана подразумевает посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практике Свадхиайи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.

Следуете ли вы своему жизненному предназначению и получаете подарки судьбы или идете по пути проб и ошибок? Узнайте о своем врожденном даре, заложенных сверхспособностях и тех сферах деятельности, которые обогатят вас в самые сжатые сроки >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Патанджали — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э (Википедия).

  1. ² Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния (Википедия)
  2. ³ Бхагавадгита — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты», состоит из 18 глав и 700 стихов (Википедия).
  3. ⁴ Кришна — одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов (Википедия).
  4. ⁵ Йогананда — индийский йог, сыгравший значительную роль в распространении древней духовной науки Крийя-йоги на Западе (Википедия).

Источник: https://omkling.com/principy-jogi/

Ссылка на основную публикацию