Джняна йога (джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание».  Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.

Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.

Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.

Содержание

  • Что это? Особенности
  • Польза
  • Видео
  • Методы

Что это? Особенности

Джняна йога (Джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я».

Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт.

Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Польза

Джняна йога (Джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Видео

  • Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:

Методы

Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.

Джняна йога (Джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.

Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.

Источник: https://miryogi.com/znaniya/vidy-yogi/dzhnyana.html

Джняна-йога (Гьяна-йога) – Московский Университет Йоги

Джняна-йога («йога знания») — один из четырех основных видов йоги в философии индуизма.

Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути.

Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

В основных учениях Джняна-йогов нет ничего, что могло бы противоречить истинным эзотерическим учениям какой бы то ни было религии, и, принимая эти основные истины, можно поддерживать связь с какой угодно формой религии.

В самом деле, такое знание дает возможность всякому человеку понять эзотерическую сторону его собственной религии и оценить ее красоты, в то время, как его собратья, последователи ее, привязываются только к формам и словам.

Конечный ум может охватить только ничтожную долю бесконечного, но все-таки он может охватить эту малую долю при помощи духовного разума и эта “малая доля” и есть то, что Джняна йоги называют “истиной” – не в том смысле, что она “истина” только потому, что таково их мнение, а в том, что она “истина” потому, что знание ее может быть получено всяким человеком, который дает возможность духовному разуму сообщить ему это знание. А для этого бывает достаточно простого указания на истину, чтобы умы тех, кто готов к восприятию ее, интуитивно почувствовали ее очевидность. Истина может находиться за пределами интеллекта, но интеллект не отказывается признать ее, когда ум очищен от засорявшего его вздора.

Джняна йога (Джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Учитель всегда советует ученику, идущему путем Джняна-йоги, чтобы он подверг себя умственному перевоспитанию, дисциплине и самоисследованию с целью и мыслью “отложить в сторону” прежние суеверия, предвзятые мнения, догматические учения, унаследованные внушения, внедренные с детства в его душу и т.п. вещи, загромождающие его ум, с той цёлью чтобы ум мог беспрепятственно усвоить предъявляемую ему новую и целостную истину.

Читайте также:  Дыхание в йоге: как правильно дышать, а также упражнения для начинающих

Это учение утверждает, что совокупность всего познаваемого нами составляет лишь бесконечно малую часть истинной вселенной, и утверждать, что эта часть есть Бог – все равно, как если бы мы сказали, что обрезок ногтя пальца есть весь человек.

Джняна-йога не учит, что вселенная есть Бог, но она учит, что Бог проявляется во всем, что составляет нашу вселенную, и еще в миллион раз большем. Она утверждает, что истинное понятие о Боге превосходит человеческое понимание .

Бог присутствует во всяком явлении жизни, явном или скрытом, созданном или не созданном, видимом или невидимом, познанном или непознанном.

Это понятие о Боге, совершенно отлично от того, которое признает, что Бог есть только совокупность вещей, познанных и видимых, и точно так же отличается от представления, что Он есть нечто отдельное от своих творений. Джняна-йоги ничего не говорят о “творениях”, так как они считают, что все вещи суть “проявления Бога”.

Чтение философии Джняна-йоги начинается с утверждения: “Абсолютное есть”. Все начинается и кончается в Абсолютном. мы не можем вообразить себе что-либо, лежащее совершенно за пределами нашего чувственного опыта, и потому не можем себе представить никакой вещи без причины.

Следующим шагом будет усвоение того факта, что все существенное, видимое и невидимое, должно быть проявлением, или эманацией этого абсолютного Нечто, потому что не может быть ничего такого, что существовало бы вне его и не исходило бы из наго. Нет никакого “вне”. Нет ничего внешнего.

Все должно было произойти из одного источника.

Если Абсолютному нужно создать нечто, оно должно создать это из себя, по крайней мере, мы не можем иначе представить себе это в пределах понимания нашего интеллекта.

Не может быть двух Абсолютов, – есть место только для одного. Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий – авидья, незнание.

Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидье, божественному знанию.

Целью джняна-йоги является освобождение человеческого ума от тех ограниченных условий познания, в которые он поставлен формами чувственного восприятия и логическим мышлением, основанном на противопоставлениях.

С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е.

к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя (гуру) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний.

Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия.

Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой-нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.

Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.

Джняна йога (Джнана): что это такое и какие особенности заключает в себе

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги.

Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.

Джняна йога требует, чтобы вы отбросили все понятия, догмы и идеи, в правильности которых вы не убедились на собственном опыте. Выбросите их… не верьте ничему. Разумеется, это относится не ко всему. Если кто-то говорит вам, что скорпион может вас ужалить, верьте этому человеку.

Нет никакой необходимости проверять его утверждение на личном опыте. Подобного рода идею можно принимать на веру, ибо она не имеет слишком большого значения в вашей жизни.

В действительности, для вас не так важно, истинно ли это утверждение или ложно – если, разумеется, скорпион вас не ужалит, а тогда будет слишком поздно. Чтобы идти по пути джняна йоги, необходимо быть безжалостным. Вот почему он считается трудным путем. Нелегко ничему не верить. Нелегко очистить ум от предвзятых идей и догм.

Гораздо легче во что-нибудь верить, даже хотя вера может быть поверхностной или даже ошибочной. Поэтому джняна йогу могут практиковать только люди с непоколебимой решимостью. Джняна-йога говорит, что если вы верите во что-то без личного опыта, то, фактически, внушаете себе ответ.

Вы занимаетесь самовнушением, и, подумав, вы согласитесь, что это действительно так.

Мы не можем тратить всю свою жизнь, проверяя и исследуя все на свете; если бы каждый захотел лично проверить, ядовито ли то или иное растение, мир бы превратился в кладбище; точно так же, воцарился бы абсолютный хаос, если бы каждый человек решил отправиться в Тимбукту, чтобы убедиться, что такое место действительно существует.

Читайте также:  Известные женщины, занимающиеся йогой: мотивация и пример

О большинстве вещей нам приходится узнавать из слов других людей и их личного опыта. Но с исследованиями реальности дело обстоит не так. Те, кто хочет идти по пути джняна-йоги, не должны верить словам, догмам и проповедям других людей, касающимся этого вопроса. Если вы это делаете, то внушаете себе готовый ответ, не основанный на вашем личном опыте.

А без неопровержимого доказательства личного опыта в вашей жизни не произойдет никаких изменений. Поверхностные ответы не проливают света на ваше существование. Они действуют просто как словесный интеллектуальный ярлык, за который вы кое-как цепляетесь, но ваше более глубокое существо не обманывается. В глубине души вы знаете, что сознательно вводите себя в заблуждение.

Вы знаете, что слепо приняли на веру очередной «изм». Ваш образ жизни не изменится, и вы не будете ни счастливее, ни мудрее.

Таково начало джняна йоги. Откажитесь от всех понятий.

Всю совокупность знания, известного и неизвестного, можно очень приближенно и не вполне корректно сравнить с большим полем (ради аналогии будем считать, что знание конечно). Поверхность и земля этого поля представляют всю совокупность знания. На поле имеются разнообразные ямы – некоторые большие, некоторые маленькие.

Они представляют знание, известное в настоящее время. Размеры ямы соответствуют количеству знания по тому или иному конкретному вопросу. Именно логика и рациональное мышление расширяют каждую яму, используя в качестве ее основы «интуитивное» знание.

Иными словами, возможно, что яму начал «копать» какой-то ученый, который интуитивно угадал некоторое знание о конкретном феномене. Технология, прикладная наука и т.д. расширяют яму. Методы логики не «копают» новые ямы, а лишь расширяют существующие. Существуют большие части поля, где вообще нет ям. Это – «неизвестное знание».

Единственный способ сделать это знание известным, состоит в том, чтобы «копать» новые ямы.

Это достигается путем интуитивных озарений. Именно интуиция создает новые направления знания. Логика расширяет эти направления и применяет знание в мире с созидательными (и разрушительными) целями. Основа джняны состоит в том, что человек должен знать и чувствовать ограничения интеллектуального мышления. Это чувство должно исходить из самой глубины души.

Если вы знаете и принимаете жесткие ограничения интеллекта, то вы готовы начать путь джняна йоги. Джняна – это путь напряженного размышления. Это размышление ведет к интуитивному знанию. Ничто не следует принимать как само собой разумеющееся. Отвергайте и отбрасывайте все предвзятые догмы.

Задавайте себе такие вопросы, как: «Что это за штука, которая называется “я”? Что такое сознание? Есть ли какая-то истина в „Атме”, о которой упоминают столь многие мудрецы? Нет, это невозможно. Почему я должен этому верить?». Отбрасывайте все, что не основывается на личном восприятии. Все, что вам нужно делать – это постоянно задавать вопросы.

Гуру помогает ученику на пути джняна йоги, даже когда ученик не знает, что он идет по этому пути. Гуру может поставить вопрос или сказать нечто такое, что кажется ученику полностью противоречивым.

Гуру может ставить вопрос прямо или косвенно; возможно, ученик услышит мимолетное замечание, но оно оставляет стойкое впечатление. Что-то в ученике пробуждается. Его ум приходит в состояние кризиса. Ученик становится полностью поглощенным попытками разрешить проблему или подойти к ее решению.

В игру вступают более глубокие силы, пытающиеся разрешить конфликт. Ученик начинает обдумывать проблему. Он полностью увлекается – сознательно и бессознательно – старанием разрешить дилемму. Его ум настраивается; он становится однонаправленным и работает с максимальной эффективностью.

Ум, который прежде отвлекался туда и сюда и занимался тривиальными мыслями, становится полностью поглощенным исследованием. Это исследование не обязательно должно происходить на сознательном уровне. В борьбе с проблемой в игру вступают все различные уровни человеческого существа.

Весь ум сливается в единый поток. Семя посеяно – и все силы объединяются, чтобы оно принесло плоды. Обычно ум подобен реке с множеством вихревых течений; он отклоняется туда и сюда без какой-либо реальной силы.

Затем открываются ворота шлюза… вихревые течения исчезают – река течет одним мощным объединенным потоком. Исследование открывает преграды ума.

Дремлющий ум высвобождается; он становится восприимчивым к притоку интуиции. В интуитивных вспышках, опосредуемых сосредоточенным и, в то же время, расслабленным умом, раскрывается более высокая истина. Такова джняна.

Вплоть до настоящего времени идеи джняна-йоги передаются только в символической форме. Образы индийских божеств и фигуры индийской мифологии содержат многие идеи джняна-йоги, но понимание их требует устных объяснений и комментариев.

Изучать джняну-йоги по книгам возможно, но сложно, потому что существует целая серия принципов, которые никогда не объясняются в письменном виде.

Указания на эти принципы, даже некоторые из их определений можно найти в книгах, но эти указания понятны только тем, кто уже прошёл непосредственное обучение.

Трудность понимания этих принципов особенно велика, так как уяснить их умом недостаточно: необходимо научиться применять их и пользоваться ими для подразделения и классификации не только абстрактных идей, но и конкретных вещей и событий, с которыми человек сталкивается в жизни.

Читайте также:  Вишудха чакра: за что отвечает у женщин, мужчин, а также открытие и снятие блоков

Идея дхармы в одном из своих значений в индийской философии является введением в изучение одного из таких принципов, который можно назвать принципом относительности.

Однако принцип относительности в науке йоги не имеет ничего общего с принципом относительности в современной физике; и он изучается в применении не к одному классу феноменов, а ко всем явлениям вселенной; таким образом, пронизывая собою всё, он связывает всё в единое целое.

С точки зрения джняна-йоги, человек должен, прежде всего, научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т. е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием.

Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания.

Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

Источник: http://www.niketan108.com/jnyana_yoga.html

Что такое Джняна-йога? Джняна-йога — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Джняна-йога (санскрит) — процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины.

Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джняна-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).

Основной целью практики джняна-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей.

Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога.

Идя путём философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Идя с решимостью данным путём, человек через многие жизни может, наконец, придти к этой цели. Он видит различие между собой, как душой, и своим телом, которое является оболочкой души. Развивая постепенно эмпирическое знание, человек начинает видеть Брахмана везде и во всем.

Знание Абсолюта изложено в 7 главе «Бхагават-Гиты. Как она есть»:

«Я начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа… Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог Ом в седических мантрах, Я — звук в эфире и талант в человеке. Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизма всех аскетов.

О сын Прихи, знай же, что Я — изначальный разум разумных и мощь могучих. Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат… Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего.

Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне. Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».

Однако цель джняна-йоги — это не высшая цель жизни человека, поскольку она останавливается на безличном сиянии Абсолютной Истины. Высшая цель — познать Верховную Личность Бога. И лишь немногим удаётся придти к этому.

В «Бхагават-Гите» говорится, что из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших его едва ли один воистину познал Бога.

Практикой джняна-йоги пользуются философы майавади, приверженцы идеи пустоты. Одним из основателей данной школы является Шанкарачарья, однако, в конце своей жизни, он отказался от своей теории и признал Кришну Верховной Личностью Бога.

Опасность данной практики заключается в том, что она может увести в сторону от Истины. Изучая священные писания, человек начинает давать им собственную оценку, забывая о своей несовершенности, ограниченности своих знаний и восприятия.

Опираясь на философские измышления, были созданы новые направления в религиозных течениях. Например, в христианстве таким направлением стал протестантизм.

Лишь немногие способны перейти со ступени джняна-йоги на путь бхакти-йоги. Это удаётся тем людям, кто понял, что Господь является причиной всех причин. Тогда они вовлекаются в процесс преданного служения Ему под руководством старших преданных или духовного учителя.

Друзья, сегодня мы поговорим с вами про чтение, а именно про чтение развивающей литературы. Наверняка все согласятся, что регулярная практика чтения несёт в себе много пользы: тренирует память, развивает внимательность и концентрацию, расширяет кругозор, раскрывает творческий потенциал, а также делает… Читать дальше

Иисус сказал: «Когда твои два глаза станут как один, ты увидишь свет».

Самадхи («целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность «) — состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом… Читать дальше

Это попытка воссоздать ту часть самой древней системы самосовершенствования — классической йоги, с помощью которой сущность (essentia) человека может достичь вершины своей эволюции. Суть технологии развития состоит в достижении сначала гениальности, а затем и «сверхфилософского» —… Читать дальше

Было две школы: Рен Дзай Дзен и Сота Дзен. В первой школе была версия мгновенного просветления, в которой говорилось, что просветление наступает мгновенно (квантово).

Школа Сота работала не с коанами, а с процессом наблюдения, то есть сидения, наблюдения за умом, без какого-то искусственного поднесения… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Джняна-йога»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/dzhnana-yoga/

Ссылка на основную публикацию