Раджа йога: что это такое и как ее практикуют

Раджа-йога, иногда именуемая «Королевской йогой», является совокупностью всех стили йоги. На сегодняшний день суть раджа йоги выходит за рамки многих направлений йоги.

Раджа Йога выделяет важность медитации для самореализации и целенаправленного прогресса сознания человека. Это направление делает упор на осознании своего состояния ума, поэтому раджа йогу еще называют «Психическая Йога» или «Йога Разума».

Раджа йога: что это такое и как ее практикуют

Практикуя состояние концентрации ума, человек учится успокаивать свой разум и фокусироваться в одной точке. В момент глубокой концентрации мы обращаемся внутрь себя, открывая истинную природу божественного начала.

Вы можете достичь этого, следуя восьмилетнему пути раджа-йоги, который включает в себя наблюдение за следующим:

  • Яма (воздержания): Ахимса (без ранения), Сатья (истина), Асета (без воровства), Брахмачарья (целомудрия), Апраграха (не жадность);
  • Нияма (Моральные наблюдения): Суша (чистота) Сантоша (удовлетворение), Тапас (строгость), Свадхая (изучение Священных Писаний), Ишвара Пранидхана (сдача Богу);
  • Асана: устойчивая поза, неподвижная поза;
  • Пранаяма: контроль жизненной энергии через дыхание и дыхательные практики;
  • Пратьяхара: снятие, отвлечение чувств;
  • Дхарана: концентрация ума;
  • Дхьяна: медитация;
  • Самадхи: полная реализация, просветление, объединение с божественным.

Данные 8 ступеней йоги помогут человеку постичь основы йоги, достичь гармонии и ясно видеть картину внутреннего мира, реализовать себя. Любой духовный путь йога начинается с первых двух ступеней — Ямы-Ниямы.

Яма — Самоконтроль

Яма означает самоконтроль и воздержание. Первая ступень, которая проповедует принципы и негативные качества, от которых необходимо избавится. Состоит из 5 принципов:

Ахимса — принцип ненасилия

Ахимса означает, что любое живое существо имеет право на жизнь и не в наших полномочиях вершить судьбу этих живых существ. Простыми словами — не причинять боль, страдания, не убивать на уровне мысли, слова или действия.

Сюда относят потребление мяса животного, поскольку поедание требует убийства. По принципу ахимсы йоги становятся вегетарианцами. Это происходит естественно, во время практики, очищения сознания тебе хорошо и ты хочешь, чтобы это состояние ощутил каждый, даже животное, которое росло, чтобы стать едой.

Животные наделены сильным инстинктом, рефлексом, процесс которого запускается в момент осознания приближающейся смерти. Каким-то образом они ощущают, что скоро грядет их смерть и начинается ощущение дикого страха. В этот момент происходит высвобождение гормонов страха и смерти по всему телу животного, которые остаются в мясе после убийства.

Потребляя мясо, люди и не подозревают почему они внезапно могут ощутить неконтролируемый страх, вспышки тревоги, неврозы.

Сатья — Истина

Всегда говорить правду хорошо и правильно, но более важно то, как мы передаем правду. У нас есть способность “бросать” правду в кого-то, как нож, но мы также способны одевать эту же истину в любящие слова.

Важна истина и правда, важно не только доносить правду, но и передавать истину своими поступками. Иногда правда может ранить как нож, поэтому необходимо стараться доносить ее деликатно, тактично и через свой пример.Учения гласят не нарушать принцип ненасилия всеми доступными способами.

Прислушайтесь к совету об истине:

«Каждое из ваших слов должно падать, как цветы из ваших уст».

Махапрабхуджи

Правдивость означает открытость чувств, свобода от уклончивость, изворотливости и оправданий. Каждый человек должен внутри себя знать своею правду и истинное лицо. Конечно, на какое-то время можно скрыть то, кем мы являемся от других, но перед собой мы чисты. Мы являемся свидетелями истинной личности.

Астея — не кража

Астея гласит о запрете воровства. Вы не вправе отбирать то, что вам не принадлежит, будь то материальные ценности или интеллектуальная собственность. Астея также касается человеческих чувств — нельзя отбирать у человека радость, счастье или какую либо возможность. К этой сфере также относится неуважительное отношение к природе, разрушение окружающей среды вокруг себя.

Брахмачарья — чистый образ жизни

Брахмачарья — одна из ступеней духовного развития, которая означает сексуальное воздержание или целибат. Но это скорее не самоцель. а следствие практики йоги в жизни.

Все наши мысли должны быть направлены в сторону духовного развития, в сторону божественного начала. При этом важно соблюдать гармонию в реальности, исполнять обязанности осознанно.

Соблюдая брахмачарью, человек также приобретает вирья (энергию и геройство).

Апариграха — неприсоединение владений

Накопительство, покупка и хранение ненужных вещей, избыточное потребление — все это не про апариграха. Практика апариграхи заключается в непринятие даров, отсутствии накопительства.

Принцип апариграхи означает, что у вас не должно возникать чувства стремления к сиюминутному удовлетворению, даже самым простым желаниям. Человек должен быть удовлетворен ровно тем, что у него есть в данным момент жизни.

Чем больше имущества, тем больше забот. Меньше имущества — больше свободы.

Нияма — Дисциплина

Нияма — это вторая ступень философии йоги, которая проповедует качества, которые нужно включить в свою жизнь.Также состоит из пяти принципов:

Шаука — Чистота

Шаука означает чистоту во всех сферах нашей жизни: чистота внешняя и внутренняя, чистота речи и помыслов, чистота в отношениях с людьми, которых мы выбираем. Важно иметь хорошее окружение, которое вас вдохновляет, мотивирует на правильные вещи. Близкие люди могут поделиться своей мудростью, полезными советами, положительно влиять на вашу жизнь.

Сантош — Удовлетворение

Сантош похожа по смыслу с апариграхой и означает удивление тем, что мы имеем.

Придерживая принципа удовлетворения, человек скромен, доволен сложившимися обстоятельствами и считает то, что у него есть — величайшим богатством в его жизни.

Внутреннее ощущение довольства дарит счастье намного больше, чем материальное имущество. В наше время материализма и консьюмеризма необходимо стремится к равновесию.

Тапа — Самоконтроль, Самодисциплина

На наш взгляд, самое сложное правило, поскольку требует большой силы воли и дисциплины. Тапа означает соблюдение направления пути вашего развития сквозь невзгоды и препятствия. Вы должны практиковать с терпением, усердно и настойчиво. Придерживаться избранного пути независимо от обстоятельств — путь к успеху.

Свадхая — Изучение Священного Писания

Свадхая означает обучение, духовное просвещение традиционных писаний философии йоги: «Бхагавад-гита», Упанишады, йога-сутры Патанджали и пр. Эти писания передают ценные знания и оказывают неоценимую помощь на пути к йоге.
Ишвара Пранидхана — Преданность Богу

Передавайте все, что вы делаете с Божественным Я с чистой преданностью. Бог защищает всех, кто предаст с доверием и верой.

Асана — устойчивая поза, неподвижная поза

Асана традиционно определяется как «место». Чаще всего это сидячая поза, используемая для медитации. Обычно в йоге этот термин используется для обозначения любой физической позы хатха-йоги. Это третья конечность восьмеричного пути Патанджали аштанге, следующего за Яма и Нияма .

Практика асан считается важной для йогов, потому что она помогает поддерживать физическое тело здоровым, сильным и выносливым. Учитывая, что тело является проводником для духа, забота о физическом теле важна для духовного развития. Практика асан может также принести ряд эмоциональных и энергетических преимуществ, повысить дисциплину и концентрацию и подготовить ум к медитации.

Пранаяма — дыхательные упражнения

Это четвертая ступень йоги, которая являет собой управление разумом достигается путем обучения контроля тела и дыхания. Пранаяма выполняется для улучшения движения праны — живой энергии в тонком теле человека. Именно прана дает мощный толчок к работе с энергией и помогает достичь духовного развития.

Подробнее о пране и пранаяме в нашей статье: Дыхание в йоге: что такое пранаяма?

Пратьяхара — снятие чувств

Пратьяхара являет собой умение абстрагироваться, контролировать свои чувства и сознание путем практики йоги. Учения гласят о том, что постоянная жажда к удовлетворению сиюминутных желаний отвлекает нас от истинных целей. Это мешает нам быть счастливыми и свободными.

В условиях постоянного поглощения ненужной информации, ум человека обрабатывает ее и становится неспокойным. Весь этот шум заполняет сознание и мешает замечать реальность происходящего вокруг нас.

Пратьяхара учит нас контролировать состояние ума и чувства, регулировать поступление любой информации.

Дхарана — Концентрация

Дхарана помогает сосредоточить свои мысли и чувства на одном объекте. Обычно нам удается это на короткое время, тогда другие мысли приходят и отвлекают нас. Мы узнаем о нашей нехватке концентрации всего через несколько минут. Пока мы не способны сосредоточиться на мысли или объекте в течение любого отрезка времени, в любой ситуации, мы все еще не овладели Дхараной.

Медитация со свечами (Тратака), особые Асаны и Пранаямы, а также повторение Мантры, очень помогают в улучшении способности концентрироваться.

Дхьяна — медитация

Дхьяна постигается путем подготовки через различные техники медитации. С помощью концентрации, медитации и озарения в такой последовательности мы обретаем духовное совершенство и чистое сознание.

Что дает нам практика медитации:

  • душевный покой и смиренность;
  • спокойный ум и сосредоточенность;
  • познание себя, своего внутреннего мира;
  • обретение чистого сознания.

Подробнее о медитации мы писали ранее.

Большего эффекта человек достигает в медитации, когда спокоен его ум. Йог испытывает чистое бытие, границы грубого и тонкого стираются, остается чистый свет, что сияет в сердце. Это единство способно давать ответы на многие фундаментальные экзистенциальные вопросы.

Самадхи — полная реализация

Конечная точка, остановка пути развития и полное единение внутреннего и внешнего мира. Это место, где человек соединяется с Божественным началом, Высшим сознанием. Самадхи дает йогу тишину, спокойствие и вечное блаженство.

Раджа йога: что это такое и как ее практикуют

В этом состоянии вся двойственность растворяется. Нет ни дня, ни ночи, ни тьмы, ни света, ни качеств, ни цвета. Все едино в Высшем Я. Этот союз индивидуальной души с Космической душой является целью йоги.

Придерживаясь всех законов йоги, человек понимает свой путь предназначения в этом мире. И самое интересное в этом то, что мир будет всячески противостоять йогу на пути к обретению себя — болезни, противостояние толпы, депрессии, стрессы, сомнения. Поэтому важно принимать себя и понимать для чего все это делается.

Источник: https://svitlav.com/raja-yoga/

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих

ВВЕДЕНИЕ

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.

  Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.

        Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души. 

     Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца. 

Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.      Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета. 

     Раджа-йога — интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума. 

Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте — и успех Вам обеспечен!      Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.  Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары ( точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые. 

     Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию.

Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт — триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца.

Читайте также:  Медитация на омоложение и оздоровление женщины: очень мощная практика от сатья ео тхана

Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания. 

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет! 

  • нулевой цикл — урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 * 
  • Раджа йога: что это такое и как ее практикуют

Источник: http://praktikdelosvet.ru/praktiki-meditatcii/radzha-yoga-praktika-meditatcii-pervye-uroki-dlya-nachinayuschik

Раджа йога: классическая методика для начинающих

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр.

Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания.

Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Раджа йога: что это такое и как ее практикуют

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем.

На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления.

По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки.

Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума.

Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • Пранаяма – практики для контролирования дыхания, также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума.

Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих».

Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц.

Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники.

Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов.

Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис.

Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис — достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа — это царь царей.

Таким образом, раджадхираджа йога — это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой — частью всемирного разума.

Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей — руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух.

Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности.

Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства.

Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию.

В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи.

Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить этот вид йоги при помощи только асан или пранаям не удастся.

Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже — излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение — задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап — максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень — медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения.

При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

Источник: https://yogarossia.ru/yoga/vidy/radzha-klassicheskaya-metodika-dlya-nachinayushhix.html

Раджа йога

Раджа-йога (буквально означает «царица среди йог», «царская йога»), также известна как «классическая йога» — это практика, в основе которой лежат принципы, описанные в Йога-сутрах Патанджали, а также в работах известного российского преподавателя йоги Виктора Бойко. Основная цель раджа-йоги – успокоение ума.

В отличие от хатха-йоги, где большое внимание уделяется работе с телом и дыханием через усилие (слово «хатха» переводится с санскрита как «усилие», «принуждение»), раджа-йога представлена преимущественно расслабляющимии и медитативными практиками, оказывающими соответствующее воздействие на нервную систему и психику.

Поскольку практика раджа-йоги делится на восемь этапов, описанных в йога-сутрах (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи), её также называют аштанга-йогой (дословно «восьмиступенчатая йога», не путать с современным стилем «аштанга-виньяса-йога»).

Иногда, под хатха-йогой понимают первые четыре ступени йоги, а к раджа-йоге относят все последующие, начиная с пратьяхары. Вот, как описывается Раджа-йога в известном трактате Хатха-йога Прадипика, написанном Свами Сватмарамой предположительно в XV веке:

«Поклоняюсь Шри Адинатхе, обучившему науке Хатха-Йоги — лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа-йоги.» (1.1)

«Йогин Сватмарама после приветствия своего Гуру Шринатха, излагает Хатха-йогу для достижения Раджа-Йоги.» (1.2)

«Нельзя достичь совершенства в Раджа-йоге без Хатха-йоги и нельзя достичь успеха в Хатха-йоге без Раджа-йоги.» (2.75)

Читайте также:  Йога в гамаках (флай, воздушная): польза практики и для кого она подходит

«Нет ни земли (асаны), ни ночи (пранаяма), ни мудр без Раджа-йоги.» (3.119)

«Когда мысль едина с объектом — это Раджа-йога. Йогин, созидающий и разрушающий (мыслью), становится равным Ишваре.» (4.76) 

«Независимо от того, достигнуты Сиддхи или нет, он погружен в непрерывное блаженство. Оно даруется Лайей, и это состояние достижимо лишь Раджа-Йогой.» (4.77)

«Многие практикуют только Хатха-Йогу без Раджа-Йоги. Думаю, что их практика не даст плодов.» (4.78)

«Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги. Достигший вершин Раджа-Йоги побеждает смерть.» (4.102)

Как видно из этого текста, Сватмарама описывает Раджа-йогу, как некую вершину практики йоги, подчеркивая ее важность. Но даже если человек не стремится к этому, Раджа-йога может принести ему неоценимую пользу.

 Ведь не секрет, что люди в наши дни, особенно в больших городах, подвержены стрессу. Накопленное психологическое напряжение приводит к ухудшению самочувствия и болезням.

Благодаря телесному и ментальному расслаблению, Раджа-йога может помочь человеку устранить последствия стресса и сохранить хорошее самочувствие, телесное и психическое здоровье.

Почувствовать на себе практический эффект Раджа-йоги Вы можете на наших занятиях, которые рассчитаны как на новичков, так и на опытных практиков. Противопоказаний практически нет.

На занятия рекомендуется приходить в теплой одежде – не забудьте взять с собой теплые носки, спортивные брюки, свитер или толстовку.

Источник: http://www.kundalini.ru/types-yoga/hatka_joga/radzha-yoga/

Что такое Раджа-йога? Раджа-йога — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Изначально раджа-йога — цепь ученической преемственности (парампара), когда Господь Кришна передал ведические знания богу Солнца Вивасвану, а он за тем своему сыну и далее знание передавались только от царя к царю. Отсюда родилось это название: раджа — царь, йога — связь.

  • Впоследствии раджа-йогой стали называть тех, кто сумел осознать свою духовную природу и посредством медитации сумел обуздать свой ум, свои чувства, взять над ними контроль, стать царём своего ума.
  • Возможно, это связано с тем фактом, что данная практика является одной из разделов «Бхагават-Гиты», которую и передал Кришна богу Солнца на заре эпохи создания Вселенной.
  • Основной целью практики раджа-йоги является осознание своей духовной природы и восстановление связи с Всевышним посредством медитации и постоянном памятовании о Боге.
  • Одними из тех, кто наиболее активно занимается данной практикой, является Всемирный Духовный Университет Брахма — Кумариса, правда поклонение у них идёт безличному аспекту Шивы, которого они считают Богом (одно из направлений шиваизма в индуизме).
  • Частично данное учение изложено в 6 главе «Бхагават-Гиты. Как она есть» и входит в 4 последние ступени аштанга-йоги, которая входит в состав дхьяна-йоги:
  1. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами.
  2. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума.
  3. Дхьяна — медитация.
  4. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Во 2 стихе 6 главы «Бхагават-Гиты. Как она есть» говорится:

«Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям».

Для того же, чтобы отказаться от чувственных удовольствий, на первом этапе человек отстраняется от контакта с их объектами. Он принимает отречение (санньясу). Затем, обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Такой человек подчинил свой ум и сделал его своим лучшим другом, так как ум может быть и злейшим врагом, если не контролировать его.

Человек, обуздавший свои чувства, осознавший свою природу, больше не видит разницы между счастьем и горем, между радостью и печалью. Он равно относится ко всему и ко всем.

Третий и четвёртый этап раджа-йоги описывается в 13–15 стихах «Бхагават-Гиты. Как она есть» следующим образом:

«Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

После этого, благодаря чистоте ума, человек обретает способность видеть своё истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья.

Обретя удовлетворение, йог своими духовными качествами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее.

Такой человек уже не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями.

Такой вид самадхи называется на санскрите асампрагьята-самадхи.

Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо идти по нему с решимостью и верой, так как данная практика достаточно сложна для нашего века. Умы людей в наш век слишком обеспокоены из-за того, что постоянно сталкиваются с объектами чувственных наслаждений.

Для занятия раджа-йогой необходима жизнь в уединённом месте, полный отказ от секса и других чувственных удовольствий, постоянное погружение в медитацию. Однако на такое способны единицы. Вот почему данный вид йоги рекомендован не всем и преимущество отдаётся все таки практике бхакти-йоги, конечная цель которой та же, что и в раджа-йоге.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Раджа-йога»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/radzha_yoga/

Упражнения медитации раджи и буддхи йоги для начинающих

Как достичь спокойствия, концентрации, избавиться от гнева с помощью раджа йоги. Какие упражнения раджа йоги подходят начинающим, разбирался «Советский спорт».

Раджа йога и буддхи йога. Что это такое

Раджа йога, которую еще называют «интеллектуальной йогой» — нацелена на работу с умом и сознанием человека. В отличие от других школ йоги здесь онсновную часть практики занимает медитация.

Основатель йоги, философ Патанджали (II век до н.э.

) в своем трактате «Йога-сутры», утверждал, что посредством медитации и самоограничения, человек может достичь спокойствия, духовного равновесия и четкости мыслей.

Финалом личной эволюции человека становится буддхи-йога – высшая йога, состояние, которое сам Патанджали определял, как полное слияние и гармонию с миром и свободу от всех волнений ума.

Один из популяризаторов раджа йоги – мыслитель 19-20 века Свами Вивекананда. Благодаря его лекциям раджа йога вышла за пределы Индии и стала известна во всем мире.

Парная йога для начинающих – видео асан парной йоги

Раджа йога. Медитация

  • Через практику медитации раджа йога предлагает человеку пройти через восемь ступеней развития:
  • яма – начальный уровень: включает самоограничение, избавление от вредных привычек, которые мешают достичь ясности ума, отказ от накопительства, отказ от обжорства, привычка к честности и телесной чистоте;
  • нияма – второй уровень, который призван еще больше развить в человеке самодисциплину, но вместе с ней – оптимизм и веру в собственные силы;
  • асана – этот уровень раджа-йоги учит контролю ума над телом и установлению лучшей связи между ними;
  • пранаяма – включение дыхательных практик раджа йоги;
  • пратьяхара – практика раджа йоги, которая учит контролю над чувствами;
  • дхарана – на этом этапе раджа йога учит концентрации ума;
  • дхьяна – техника глубокой медитации, которая, как считали основатели раджа йоги, способна успокоить сознание, «отключить» его от всех внешних раздражителей;
  • самадхи – высшее состояние в раджа йоге, просветление, понимание настоящей природы мира и соединение с ним.

Раджа йога. Упражнения

Как правило перед началом занятий раджа-йогой начинающим советуют некоторое время практиковать другие аспекты йоги, основанные на асанах – специальных положениях тела. Эти занятия помогут начинающему обрести более крепкое здоровье, мышечный тонус и начальную привычку к концентрации – все это поможет в освоении методик раджа-йоги.

Новички начинают практиковать раджа-йогу с упражнений на расслабление и сосредоточение. Для их освоения нужно принять комфортную позу (рекомендуют позу лотоса, если вы уже умеете ее выполнять и чувствуете себя в ней комфортно). Дышите глубоко и свободно. В упражнении на расслабление постарайтесь остановить внутренний поток мыслей и освободиться от них.

В упражнении на сосредоточение – постарайтесь вернуть в «эфир» те мысли, которые действительно важны, и сосредоточиться на них: любовь к миру и людям, понимание своего единства с ними, незначительность и пагубность негативных эмоции.

Считают, что в упражнение на сосредоточение также помогает концентрация взгляда на каком-то предмете – это может быть цветок в вазе или пламя свечи.

Детская йога – видеоуроки упражнений

Расслабление и сосредоточение – подводящие упражнения для полноценной медитации раджа йоги, которую нужно осваивать под руководством инструктора. Но даже они способны внести в вашу жизнь положительные коррективы.

Уделяйте практикам расслабления и сосредоточения 15-20 минут в день.

Для достижения глубокого расслабления помогает мысленное проговаривание фраз, своеобразное программирование себя: «Я спокоен, покой вокруг меня, я чувствую себя легко и спокойно».

Раджа йога. Эффект упражнений

Считается, что раджа йогой может заниматься любой человек вне зависимости от возраста – ведь упражнения раджа йоги не требуют физической подготовки, гибкости, силы мышц (хотя, безусловно, все это пойдет только на пользу освоению техник раджа йоги).

Эффект даже от начальных упражнений раджа йоги проявляется в том, что человек становится более спокойным, дружелюбным, оптимистичным. Его сон становится лучше, появляется больше энергии. Человек учится держать эмоции под контролем, управлять гневом и раздражительностью, излечиваться от депрессии и хандры.

Источник: https://www.sovsport.ru/lifestyle/998422-uprazhnenija-meditacii-radzhi-i-buddhi-jogi-dlja-nachinajuschih

Барановичи, Школа Тибетской йоги Калавада

Видящий сущность творения сжигает карму миллионов воплощенных существ, просто глядя на них, говоря с ними и к ним прикасаясь. Один йогин стоит тысячи тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи священников.

Раджа-йога — это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает истиное знание своего Я, а вместе с ним — необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания.

Раджа-йога — йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира — познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача раджа-йоги — это ''постановка ума'', сознания, аналогичная ''постановке голоса'' у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.

Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной ''постановке'', удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его ''лучше звучать'' и лучше воспроизводить и по- иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает раджа-йога — это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя — главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. — это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения раджа-йоги — это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики — это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным. Новое самопознание достигается в раджа-йоге путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются: — глубокий сон — сон со сновидениями — бодрственное состояние — турийя, или состояние просветления. В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным; их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций — мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения — с целью освобождения себя от них.

Читайте также:  За что отвечает манипура чакра: где находится, а также как ее развивать

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать раджа-йогу, — это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату.

Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать — необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле.

Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса ''малых жизней'' его собственного тела, голоса ''больших жизней'', в которые входит он сам.

Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Кроме того — и это первое, что достигается, — научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление — одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая- нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую- нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать — думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы.

Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего ввокруг; может не испытывать неудобств — ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли.

Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться используя методы раджа-йоги.

Следующая, третья ступень — медитация. Человека, изучившего сосредоточение, учат пользоваться им, т.е. медитировать, углубляться в данный вопрос, рассматривать разные его стороны, находить соотношения и аналогии со всем, что человек знает, что он раньше думал или слышал.

Правильная медитация раскрывает человеку бесконечно много нового в вещах, которые он, казалось бы, знал, открывает ему такие глубины, о которых раньше ему не приходило в голову и подумать, а главное — приближает к 'новому сознанию', проблески которого, как зарницы, постепенно начинают вспыхивать среди размышлений ученика, освещая на мгновение бесконечно далёкие горизонты.

Следующая, четвёртая ступень — просветление. Человека учат, задав себе тот или иной вопрос, углубляться в него, не думая; или даже совсем не задавать никакого вопроса, а углубляться в какую-нибудь идею, в образ, в картину природы, в явление, в звук, в число.

Человек, в состоянии самадхи, обнаруживает высшие стороны своего ума, открывает себя вибрациям, идущим из высших сфер мировой жизни, как бы беседует с глубочайшими тайнами вселенной. Вместе с тем, предметом сосредоточения, размышления и созерцания раджа-йоги является истинное Я человека (атман).

Раджа-йога учит сберегать свои умственные силы и напрвлять их в нужное русло — на познание самого себя, на познание своего истинного Я. Изменение самосознания человека — вот главная цель раджа-йога. Она стремится реально ощутить и осознать в себе возвышенное и глубинное, через которые он соприкасается с вечностью и бесконечностью, т.е.

чтобы человек почувствовал себя не смертной, временной и крохотной пылинкой в бесконечной вселенной, а бессмертной, вечной и бесконечной величиной, равной всей вселенной, каплей в океане Духа, — но такой каплей, которая вмещает в себя целый океан.

Расширение Я по методам раджа-йоги — это и есть сближение самосознания человека с самосознанием мира, переведение фокуса самосознания с маленькой отдельной единицы на бесконечность. Раджа-йога расширяет человеческое ''я'', перестраивает его взгляд на самого себя и его самоощущение.

В результате человек достигает состояния небывалой свободы и силы. Он не только в совершенстве владеет собой, но и может владеть другими. Он может читать мысли других людей, как вблизи, так и на расстоянии, внушать им свои собственные мысли и желания и подчинять их себе.

Он способен достичь ясновидения, читать прошлое и будущее. Всё это наверняка покажется фантастическим и невозможным; но многое ''чудесное'' на деле вовсе не так невозможно, как оно представляется на первый взгляд.

В методах раджа-йоги всё основано на понимании непостижимых для нас законов, на строго последовательном и постепенном характере работы над собой.

Важное место в практике раджа-йоги занимает идея ''непрвязанности''. За ней следует идея единства между человеком, человечеством и природой. Изучение раджа-йоги невозможно без постоянного и непосредственного руководства учителя.

До того, как ученик начинает изучать себя, учитель сам изучает его и определяет путь, которым ученик должен следовать, т.е.

намечает порядок последовательных упражнений, которые необходимо выполнять ученику (упражнения для разных людей не могут быть одними и теми же).

  • Цель раджа-йоги — приблизить человека к высшему сознанию, доказать ему возможность нового состояния сознания, подобного пробуждению после сна. Пока человек не знает вкуса и ощущения этого пробуждения, пока его ум всё ещё погружен в сон, раджа-йога стремится сделать понятной для него саму идею пробуждения, повествуя о людях, достигших пробуждения, обучая человека постигать плоды их мысли и деятельности, которые совершенно не похожи на результат деятельности обычных людей
  • Сбалансированная практика

Из всей необъятной традиции йоги Раджа Йога лучше всего описывает свойства человеческой психики. Раджа Йога объясняет различные функции мозга, состояния сознания, понятия праны или жизненной энергии, чакр и кундалини, а также различные уровни медитации.

Изучение Раджа Йоги полезно для понимания того, как работает наш ум, как мы постоянно отождествляемся со своим умом и поэтому ошибочно думаем, что не можем изменить наше психическое сознание. Практика раджа йоги может поднять вас из любого состояния сознания, которое вы хотите преодолеть.

Патанджали Махариши привел все это в систему, позволяющую каждому практиковать раджа йогу.

Раджа йога начинаются с Ямы и Ниямы , этики и морали, затем следует ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА и ДХЬЯНА, и, наконец, трансцендентные мысли, приводящие к совершенному знанию, к высшей ступени самопознания и самореализации – САМАДХИ.

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире.

В Центрах и Ашрамах Раджа-йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши, который придал раджа йоге ее нынешнюю форму.

Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться.

В раджа йоге этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги: Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  1. 1) Правильные упражнения (асаны) 2) Правильное дыхание (пранаяма) 3) Правильное расслабление (шавасана) 4) Правильное питание (вегетарианское)
  2. 5) Позитивное мышление и медитация (веданта и дхьяна)

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, эдоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы. Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность.

Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации. Прекрасный инструмент для медитации — повторение мантр, использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной.

Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие.

Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой. Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам.

Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас.

Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа йога — это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда.

Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа йога включает внутренне очищение, невидимое другим.

Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей.

Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса, крест, Деву Марию или младенца Иисуса, или читать молитвы по четкам.

Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует «упасть» в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты.

Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности.

Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

ОМ, А-У-М – это мантры, выражающие в звуке все уровни этой реальности. Музыка – очень важный инструмент йоги. Она настраивает нас на гармоничную энергию, на вибрацию чакр, на внутренние звуки анахаты, слышные при абстрагировании от всех внешних стимуляторов чувств. Каждый энергетический центр имеет свой звук. Аджна чакра, энергетический центр мышления и познания, несет звук ОМ

Источник: http://www.aria-yoga.narod.ru/raja.htm

Ссылка на основную публикацию