Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления

В рубрике: Здоровье тела

Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления

Йога – это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма.

История йоги уходит своими корнями в древние времена Индской цивилизации. Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних х к Ведам — Брахманах. Знаменитая “Йога – сутра” была написана во 2 веке до н. э. философом Патанджали, собравшим и обобщившим опыт многих своих предшественников.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем. Они составляют классическую систему йоги, которая затрагивает нравственную сферу, физическое развитие и совершенствование тела, а также развитие психических сил человека.

Среди частных направлений йоги можно отметить следующие:

  • хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
  • раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
  • карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
  • бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
  • джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Когда в настоящее время говоря о йоге, чаще всего имеют в виду направление хатха-йога, связанное с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных («ха») и отрицательных токов («тха»). Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела.

Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления

Основу физических упражнений в йоге составляют асаны — специальные положения тела. В классической литературе упоминаются сотни тысяч асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два — три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Комплекс хатха-йоги состоит из 5 основных типов упражнений:

  • позы, или асаны;
  • дыхательные упражнения;
  • очищающие упражнения;
  • релаксация;
  • медитация.

Каждый тип имеет свою значимость и предназначение. Все они в целом образуют единую систему, применяемую для всех органов и функций человеческого тела, включая сознание.

Чем полезна йога?

Занятия йога приносят человеку большую пользу. В чем же конкретно она заключается?

  • Йога помогает укрепить тело и дух человека, с тем, чтобы ослабить действие повседневных стрессов;
  • Йога продлевает молодость, включая процессы самоомоложения в организме;
  • Йога помогает предотвратить и лечить болезни, вызванные стрессом, сидячим образом жизни, эмоциональным напряжением;
  • Дыхательные упражнения йоги способствуют приобретению навыков правильного дыхания и набора энергии, поддерживают сильное энергетическое поле;
  • Йога способствует здоровью позвоночника, развивает гибкость суставов, укрепляет мышцы и сухожилия;
  • Занятия йогой дают большой запас жизненных сил, помогают расслабиться и получать от жизни больше удовлетворения и радости!

Противопоказания для занятий

Существуют и противопоказания для занятия йогой, особое внимание этому нужно уделить людям, которые не могли бы похвастаться своим здоровьем

Во-первых необходимо быть уверенным, что Ваши кости достаточно здоровы. Если у Вас больные суставы, позвонки и вообще костная система, то следует посоветоваться со специалистами.

Такие асаны, как Триконасана и Ардхачандрасана требуют для своего выполнения достаточно гибкости. Если у вас после их выполнения резко заболела спина или брюшная часть туловища, то стоит быть немного бдительней. Если вы недавно перенесли сложные операции или у Вас грыжа, то самый лучший совет – это выполнять несложные задания, не требующие особых усилий.

Такие асаны, как Бхуджангасана и Шалабхасана противопоказаны людям со слабым сердцем, и людям, имеющих заболевание щитовидной железы. Упражнения несут в себе прогибы туловища, эта асана напоминает мост округлой формы.

Есть и упражнения связанные с равновесием и концентрацией своего тела в одной точке. Эти асаны называются Вирабхадрасана и Врикшасана.

У людей имеющих низкий гемоглобин в крови лучше пренебречь такими позами, так как у них неожиданно может закружиться голова, что приведет к жесткому падению.

Больные ноги также большая причина, для того чтобы воздержаться от поз тренирующих ноги и развивающих чувство баланса.

Есть и более сложные асаны, предполагающие связывание собственного тела в различные формы. Упражнения такого типа крайне противопоказаны беременным женщинам. Гипертоникам противопоказаны такие асаны, как Саламба сарвангасана и  Ширшасана.

Как начать заниматься йогой?

Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления

Выполнять упражнения йоги лучше ранним утром, предварительно желательно выпить кружку теплой воды.

Днем же йогой заниматься можно не раньше, чем через 4 ч. после еды. Лучше всего выполнять асаны на свежем воздухе.

Если вы все же выбрали заниматься дома, хорошенько предварительно проветрите помещение. Занимайтесь босиком и обнаженным, если холодно – в хлопковой или шерстяной одежде. Перед занятиями опорожните желудок и мочевой пузырь.

Один из важных принципов – чувство удобства и внутреннего удовольствия. Напрягайте только те мышцы, которые должны работать в данный момент, тело же должно быть расслабленным.

Для занятий йогой используют небольшой коврик.

Начните с выполнения комплекса асан для начинающих. Перед началом занятий внимательно прочтите руководство по технике выполнения асан.

Дыхание должно быть ровным, внимание сконцентрировано на работающих мышцах, а неработающие мышцы расслаблены. Начинать и заканчивать упражнения нужно плавно.

Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления

2012-04-03 Авторская статья

Источник: http://pure-spirit.ru/view_article.php?id=39

Оздоровительные системы — Йога

Бхакти йога: что это такое и описание 9 ступеней, а также основные принципы направления Совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Иначе говоря, йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу. Йога — это древнейшая наука, на протяжении тысячелетий занимающаяся физическим, ментальным и духовным благополучием человека в целом. С помощью йоги можно восстановить энергетический баланс, свои жизненные силы, которые утрачиваются вследствие стрессов и переутомлений. Сегодня наиболее популярными являются несколько видов йоги, результаты тренировок, как правило, дают нам хорошее здоровье и психо-эмоциональную устойчивость. • Фитнес-йога или аэробика-йога — один из универсальных видов тренировок. Уроки сводятся главным образом к правильной тренировке тела, медитативные техники используются, но очень редко. Основное внимание уделяется повышению гибкости, укреплению мышц спины и исправлению осанки. • Айенгара или классическая йога — самая спокойная и не имеет возрастных ограничений. Помогает получить практические навыки по расслаблению и медитации, овладеть основными позами, а также учит заряжать организм энергией. • Аштанга-йога наращивает силу и выносливость. • Сахаджа-йога — это медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени в человеческой эволюции. • Тантра-йога расширяет сознание через любовные отношения и физическую близость. • Хатха-йога — это физические упражнения в сочетании с правильным дыханием. Йога — это система методов и практик работы с телом и сознанием. В классическом трактате йога — yoga cittavritti nirodhah, что в переводе — «Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания». Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Классические виды Йоги. Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, направления или линии приемственности, где по разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это определяет название школы. Например, Карма йога — практика бескорыстной деятельности, с целью помощи живым существам, развития непривязанности, уничтожения негативной кармы (последствий негативных поступков в этом и прошлых воплощениях), а Кундалини йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини. Но навряд ли авторитетный Мастер будет обучать опасным и мощным практикам поднятия Кундалини человека, в котором все еще доминируют гордыня, жадность, и т.п. То есть Карма йога все равно будет присутствовать в любой традиционной школе. Обычно перечисляются самые базовые направления:

Карма Йога — практика бескорыстного труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости, готовности помочь, и непривязанности к материальным вещам.

Считается, что этой практикой мы очищаем негативную карму, и что особенно важно для практиков йоги — развиваем непривязанность, которая в дальнейшем убережет нас от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций ума — жадности, эгоизма, лени, и т.п.

Иногда карма йога может принимать экстремальные формы — так например знаменитый святой 20-го века Шри Бабаджи из Хайдакхана, мог заставить только приехавшего в Индию западного ученика таскать вручную тяжелые камни для постройки храма, что было для многих шоком, но весь гонор и интеллектуальная спесь от такой практики улетучивались быстро, и ученики выходили из такого «чистилища» уже совершенно другими людьми.

Бхакти Йога — йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством.

Считается что бхакти йога — при условии искренней полнейшей самоотдачи — быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы и т.п.

Получить представление о пути Бхакти Йоги, можно наблюдая например за кришнаитами (Общество Сознания Кришны), которые хоть и являются нео-индуистской организацией, и многими индийскими единоверцами не признаются авторитетными, но ярко воплощают принципы практики бхакти.

Джняна Йога — практика изучения и постижения священных текстов — Вед, Упанишад, и других духовных учений, получаемых из уст Гуру.

Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно постижении, когда в следствии медитации над текстом или рассказанным учением, практик «схватывает суть», т.е. происходит переход от размышления к интуитивному озарению.

Раджа Йога — практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Если разобрать значение этого словосочетания, то становиться очевидно, что раджа йога означает царское единение. Реализация состояния Раджа Йоги — цель всей йогической практики.

В более конкретном смысле это обычно система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой. Реально такие вещи получаются только лично из уст Мастера, принадлежащего к традиционной линии ученической преемственности.

Обучать этому может человек, сам успешно завершивший этот этап развития, и получивший (что не маловажно) подтверждение в этом от своих собственных учителей. Парампара (линия ученической преемственности) — основа духовных систем Востока. Это значит передача знания от учителя к ученику, как вербальным, так и невербальным способом.

Проще говоря – гуру не только учит ученика, но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна так называемая «прямая передача» при которой сохраняется преемственность знания и силы от учителя к ученику.

Если Вы встретите объявление в котором предлагается посетить занятия по раджа йоге, то это скорее всего группа занимающаяся по системе упражнений с преобладанием медитативных и дыхательных техник. В общем работа с сознанием в чистом виде. При грамотном исполнении является весьма эффективным методом развития, а при неграмотном — мягко говоря «развития не в ту сторону», и именно поэтому таит в себе опасность для большинства практикующих. Потому что многих отечественных «самоделкиных» от эзотерики, которые сами никогда не обучались у традиционных учителей, да еще часто обременены массой «гуруистских» амбиций и «космически-эгрегориальных» фантазий, грамотными никак не назовешь. А если тело и сознание не готовы и не хватает контроля, то есть весьма реальная перспектива угодить в «дом скорби» с весьма печальным диагнозом. Или заполучить крайне нехорошую, например онкологическую, болячку. Почему? Вот как это объяснил один из современных преподавателей хатха йоги: «…практикуя, мы учимся переключать сознание в другие режимы работы. При переключении «в системе» возникают переходные процессы, а как известно (даже из радио-электроники) — переходный процесс сопровождается всплеском энергии в этой самой «системе». И здесь если «система» не готова (а у 99,9999999999% людей она не готова) к подобным «всплескам», то отсюда и все беды…» Шиза на уровне сознания или рак на уровне тела. Такая вот печальная картина…» Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь): • Яма — нормы поведения — самоограничение. • Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам. • Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности. • Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума. • Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами. • Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума. • Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи). Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научится управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потери энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность. Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий: кшипта (блуждание), викшипта (собранность), мудха (невежество), экагра (целенаправленность), ниродха (противоположность). Контролируя свой ум, садхака постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму — одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи. Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой. • Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы. Медитация на слог Ом (сакральный звук, изначальная мантра) устраняет препятствия в садхане и помогает достичь самадхи. Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это: авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага (симпатии), двеша (антипатии), абхинивеша (привязанность к материальной жизни). Самадхи бывает двух типов: савикалпа, сампрагьята или сабиджа; нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа. В савикалпе существует три пути — триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда — это различные формы савикалпа самадхи. Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги — ниродха-самадхи. Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Читайте также:  Йога в гамаках (флай, воздушная): польза практики и для кого она подходит

Хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при правильной практике.

Это позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания.

Практика хатха йоги потому так и необходима для «достижения вершин раджа йоги», что является совершенствованием и подготовкой тела и сознания к функционированию в любых необходимых режимах.

Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая направленность внимания в процессе практики и веками продуманное поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц физического тела. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на протяжении всей жизни, насколько позволяют усердие и карма, а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник просто-напросто «убит». Другие виды йоги.

  • Кундалини Йога — практики пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально присутствующей в каждом человеке.
  • Крийя Йога (крийя) — практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией.
  • Нада Йога (йога звука) — медитативная музыка и песнопения.
  • Янтра Йога — созерцание определенных геометрических изображений — янтр, которое вводит в медитативное состояние сознания.

Источник: http://ncor.ru/article/153-health?start=5

Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения? — статьи о йоге и здоровом образе жизни

Нам часто задают вопросы о том, с какой книги начать изучать учение Будды или как структурировать информацию о йоге? Какую литературу читать человеку, который встает на путь саморазвития и только знакомится с различными течениями и направлениями в мире самосовершенствования. С чего начинать изучение йоги и буддизма?

В самом деле, в наше время существует очень много литературы, прекрасных книг, в которых доступно изложена важная информация, которая может помочь лучше разобраться в озвученных выше вопросах. В этой статье представлен краткий обзор литературы, которая была бы актуальна для начинающих или для тех, кто хочет разобраться в йоге и буддизме более детально.

Однако прежде чем начать, отмечу, что у всех начинающих разный уровень развития и восприятия, потому возможно книги, которые описаны в этой статье, подойдут не всем. Это уже решать вам.

При описании книг о йоге и буддизме, выделены две категории: для начинающих (то есть для тех,  кто только недавно услышал о йоге и буддизме, мало знаком с терминами), для более подготовленных (для тех, кто уже владеет начальной терминологией и знаком с материалами из первого раздела).

Узнать больше о философии йоги

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Йога-сутры Патанджали. Прояснение. Б. К. С. Айенгар
Доступный комментарий к древнеиндийскому трактату — Йога-сутрам Патанджали (который считается основных первоисточником хатха йоги). В книге приведены санскритские термины, которые содержатся в сутрах, и их словарные определения.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Йога Васиштха
В центре сюжета разговор мудреца Васиштхи и принца Рамы. Учение Васиштхи касается всех вопросов, связанных с внутренним знанием собственной природы, а также циклов создания, поддержания и разрушения мира.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Шесть систем индийской философии. Макс Мюллер.


В книге представлена информация о развитии древней индийской философии, начиная с периода, предшествующего Упанишадам, рассматриваются ее история в буддийский и ведический периоды, основные философские учения и общие идеи. На русский книга была переведена в 1901 году, и с тех пор она считается фундаментальным трудом по индийской философии и религии.

Хатха-йога, чтобы понять структуру этого направления

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Хатха йога прадипика. Сватмарама.
Древний текст хатха-йоги. Здесь описаны асаны, шаткармы, пранаямы, мудры, бандхи и медитативные техники. А также образ жизни адепта, его питание, ошибки на пути саморазвития и практические советы для более простого освоения йоги.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. Дешикачар.
В книге описаны все элементы йоги: асаны, осознанное дыхание, медитация и философия. Описано, как выстроить индивидуальную практику.

Уделяется большое внимание объяснению 8 ступеней йоги по Патанджали (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Описываются препятствия на пути йоги и методы их преодоления. Разбираются известные виды йоги, такие как джняна, бхакти, мантра, раджа, карма, крийя, хатха, кундалини.

В книгу включены «Йога сутры» Патанджали с переводом и комментарием Дешикачара. В приложениях представлены 4 общих комплекса по хатха-йоге.

Узнать больше о практике хатха-йоги

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Азбука асан. Клуб OUM.RU
В книге представлена информация об асанах, рассказывающая о благотворном воздействии на человека. Все асаны сгруппированы в алфавитном порядке.

В конце книги в качестве дополнения оформлены несколько приложений, в которых асаны сгруппированы по блокам (стоя, сидя, перевернутые и прочие), а также представлен общий комплекс для начинающих практиков йоги.


ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Прояснение йоги (Йога Дипика). Б.К.С. Айенгар.

Наиболее полная, иллюстрированная энциклопедия, дающая возможность заниматься самостоятельно. В тексте — более 600 рисунков, а также уникальные описания 200 поз йоги, 14 дыхательных техник, бандх и крий. В приложениях публикуются 300-недельный курс занятий, программы упражнений для лечения различных заболеваний, глоссарий санскритских терминов.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПОДГОТОВЛЕННЫХДревние тантрические техники йоги и крийи. Бихарская школа
Сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги.

В нем описываются разные направления йоги — хатха-йога, бхакти йога, джняна йога и крийя-йога. Предлагается последовательная система освоения йоги. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни.

Первый том, посвященный практикам для начинающих, предназначен для последовательной подготовки ума и тела к более совершенным практикам, описанным во втором томе, и, в конечном счете, к высшим практикам крийя-йоги, которые составляют содержание третьего тома.

Конечная цель состоит в том, чтобы постепенно, шаг за шагом, знакомить занимающихся с различными техниками.

Буддизм, чтобы понять структуру этого учения

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Путеводитель по Буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. Е. Леонтьева.
Прекрасное пособие для начинающих практиков, которые хотят разобраться в различных терминах и понятиях Учения Будды.

В книге рассказывается о возникновении и мировоззрении буддизма, описывается образ жизни последователей Учения, рассматриваются основные вопросы о трех колесницах: хинаяне, махаяне и ваджраяне: теоретические основы колесниц, медитации на этих этапах, образ жизни и цели. Из книги вы узнаете, как буддизм распространялся по миру, какие важнейшие поучения оставил Будда.

Получите представление о законе причины и следствия, карме и перерождении, эго и его иллюзорности. Энциклопедия содержит более 400 иллюстраций и географических карт.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. «Буддизм» Корниенко А.В.
В книге рассказывается о жизни и деятельности Сиддхартхи Гаутамы, об Учении Будды, об истории становления буддизма как одной из мировых религий. Дается описание форм буддизма, рассказывается о теории и практике различных школ. Описываются священные книги буддизма, символы и праздники.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»
Очень подробное описание четвертой благородной истины — учения Будды о восьмеричном пути. Ясно и детально разбираются каждый из восьми этапов.


ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Буддизм для начинающих.  Чодрон Тубтен.

В форме вопросов и ответов идет повествование об основных принципах и ключевых идеях буддизма: для чего нужен буддизм, кем был Будда, что дает медитация, как определить карму и многое другое.


ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Слова моего несравненного Учителя. Патрул Ринпоче.

Одно из самых лучших введений в основы тибетского буддизма. В нем дается подробное руководство для использования методов, с помощью которых обычный человек может преобразовать свое сознание и вступить на путь Будды. В первой части книги содержится ряд размышлений о крахе надежд и глубоких страданиях в сансаре, круговерти существования, порожденной неведением и обманчивыми эмоциями; и об огромной ценности человеческой жизни, которая создает уникальную возможность достичь состояния Будды. Во второй части даются объяснения к первым шагам на пути Ваджраяны (Алмазной колесницы), располагающей эффективными методами трансформации сознания, которые являются отличительной чертой тибетского буддизма.

Читайте также:  Медитации перед сном для глубокого сна и расслабления: снятие стресса и покой

Узнать больше о практике в учении Будды: медитации и ретритах

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Как медитировать. Сантье Кхандро. Атиша: Советы духовного друга.
Книга состоит из двух частей. Первая часть будет интересна для начинающих практиков. В ней рассмотрены вопросы о том, что такое ум и медитация, как организовать практику медитации, виды медитаций (медитации на ум, аналитические, медитации визуализации).

Также приводится словарь используемых терминов. Вторая часть будет актуальна для тех, кто уже знаком с основами медитации. В ней приводится описание жизни великого мастера Атиши и несколько важных текстов. Наставления затрагивают темы о преображении мыслей, работе с умом, превращения неблагоприятных обстоятельств в помощь на пути.

Ценность этих наставлений осознается через их исследование и анализ в реальной практике.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Наставления по медитации срединного пути. Кхечен Трангу Ринпоче.
Срединный путь — одно из ключевых буддийских понятий, обозначающий золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями, без впадения в крайности.

В данной книге рассматриваются три основополагающие условия медитации Срединного пути: сочувствие, просветленная мысль (бодхичитта), мудрость (праджня).

Также объясняются девять стадий сосредоточения ума, освещаются препятствия в медитации и соответствующие им противоядия, даются техники работы с мыслями.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Откровения тибетских отшельников
Это собрание текстов великих мастеров буддизма ваджраяны, посвящённых медитативным практикам в уединённом затворничестве.

Из книги можно получить представление о том, что такое ретрит, каков его смысл и цель, как определяется структура затворничества, как подготовиться к практике, сохранять и восстанавливать мотивацию.

Как выбрать место и подготовиться к началу ретрита, как выходить из ретрита и подводить итоги по его результатам. Рассказывается о значении благословения Гуру (Учителя), о важности процедур посвящения заслуг и проверки своих медитаций.

Из книги вы узнаете о правилах питания во время ретрита. Также вы получите информацию о важности уединения для продвижения на пути самосовершенствования и другие вдохновляющие наставления от реализованных мастеров.


ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Сердечные советы по ретриту

В книге рассказывается о сущностных аспектах ретрита и о том, как создать причины для Пробуждения. Рассматриваются следующие вопросы: что такое ретрит, основные задачи ретрита, необходимая мотивация для ретрита. Даны наставления об аналитической медитации, как развивать духовные постижения, связанные с правильным служением духовному учителю, как планировать свою ежедневную практику, пример расписания для тех, кто не привык к длительным сидячим медитациям, как обеспечить результат от чтения мантр, какие медитации можно делать во время перерывов.

Важные тексты в учении Будды (сутры и первоисточники)

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Джатаки
Рассказы о былых существованиях Будды. После прочтения Джаток понимание этики и нравственности становится более глубоким. В них очень хорошо описано социальное устройство. Это помогает понять, как выстраиваются отношения между детьми и родителями, между Учителем и учениками, между правителями и подданными.


ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Сутра Лотоса (Саддхармапундарика-сутра, другое название Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы).

Цикл проповедей, произнесённых Буддой Шакьямуни на горе Гридхракута. Суть Сутры заключается в том, что обрести просветление и уйти от страданий могут все живые существа, даже самые аморальные.

Как достичь этого, Будда открывает посредством рассказов о своих прошлых жизнях: о пути к просветлению, о своих учениках и последователях, ищущих счастья и мудрости, — монахах и простых людях, царях и тружениках.

Также в тексте разрушается концепция нирваны (она описывается как миг, который рано или поздно закончится), а также даются предсказания всем ученикам Будды о том, что все они в будущем станут Татхагаттами.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Вималакирти нирдеша сутра
Вималакирти нирдеша сутра является одной из старейших сутр Махаяны. Вималакирти -великий Бодхисаттва, который жил обыкновенным мирянином. У него был дом, семья, работа — всё как у обычных людей. Но это всё лишь явление одного из искусных методов, с помощью которых просветлённые существа ведут других к пробуждению.

В Сутре мы встречаем наиболее глубокие описания философских тем Учения Будды, удивительные диалоги между главными учениками Будды, а также реализованными Бодхисаттвами, глубокие и доступные разъяснения учения Будды и прояснения важных понятий, которые встречаются на пути саморазвития.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Бодхичарья Аватара (Путь Бодхисаттвы).

Шантидева
Является важнейшим классическим текстом, раскрывающим один из высочайших духовных идеалов человечества – идеал Бодхисаттвы, существа, всецело посвятившего себя служению другим, и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного Просветления, состояния Будды.

Основная тема в тексте — понятие Бодхичитты (состояние ума, которое направляет нас к Просветлению на благо всем живым существам), описываются виды Бодхичитты, приводятся различные описания таких стадий в практике как самоконтроль, бдительность и терпение, а также усердие, медитация и мудрость

Автобиографии йогов для вдохновения

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Великие учителя Тибета
Данная книга содержит жизнеописания Марпы и Миларепы.
Марпа – великий йогин, лама-мирянин по всем внешним проявлениям живший жизнью богатого семейного человека, к концу жизни стал одним из авторитетнейших переводчиков и учителей Тибета.

Миларепа — знаменитый йог-практик. Его путь к Просветлению был непростым. В юности под давлением матери Миларепа изучил черную магию и с помощью колдовства убил тридцать пять человек. Вскоре он пожалел о содеянном и стал искать способ избавиться от накопленной негативной кармы. Следуя совету своего первого учителя, Миларепа направился к Марпе-переводчику.

Тот был чрезвычайно строг с ним, заставлял выполнять тяжелую работу и наотрез отказывался давать буддийские посвящения. После нескольких лет суровых испытаний Марпа взял Миларепу в ученики, и дал наставления по медитации. В течение двенадцати лет Миларепа упорно практиковал полученные наставления.

Миларепа был первым человеком, достигшим столь высокого уровня постижения за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Автобиография Йога. Парамаханса Йогананда
Автобиография Парамахансы Йогананды представляет собой увлекательный рассказ об индивидуальном поиске истины и исчерпывающее введение в науку и философию йоги.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Рожденный из лотоса
Жизнеописание Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). Падмасамбхава  родился из цветка лотоса, почему и получил своё имя.

Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником.

Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Знаменитые Йогини
В этом сборнике собраны жизнеописания женщин — эманаций разных божественных личностей (Еше Цогель, Мачиг Лабдрон, Мандаравы, Нангсы Обум, А-ю Кхадро), достигших просветления посредством йогической практики.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Супруга Лотосорожденного
Жизнеописание Еше Цогьял — духовная супруга Падмасамбхавы, просветлённая дакини. Считается, что она прожила около 250 лет. Вместе с Гуру Ринпоче она распространяла в Тибете Дхарму Будды.

Источник: https://dayoga.ru/blog/literatura-dlya-praktika/

Йога

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах.

Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде».

Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних х к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом.

В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X —IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемыеVI веком до н. э.

), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимомраджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги».

Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств.

Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных») представляет фигуру Шивы или Рудры.

«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической.

Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводуМакс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….

» Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

« Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины.

Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время какйога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения… »

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:

योग: चित्त-वृत्ति निरोध:yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ IAST

Йога есть обуздание волнений, присущих уму.

Источник: https://uspehfitness.ru/joga/

Йога – что это такое, основные направления и ступени

В современном мире йога продолжает стремительно набирать популярность. Йогой занимаются звёзды Голливуда, известные политики, бизнесмены и домохозяйки.

Но каждый человек вкладывает в это понятие нечто сугубо индивидуальное.

Для кого-то это способ усовершенствования тела, кто-то пытается при помощи йоги избавиться от лишних килограммов, а кто-то стремится найти ответы на вечные жизненные вопросы. Так что же такое йога?

Понятие “йога” подразумевает комплекс физических, психических и духовных практик, главной целью которых является управление человеческим организмом. Это в результате позволяет человеку достичь возвышенного психического и духовного состояния.

Сущность йоги заключается в стремлении к гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Основные направления йоги

Раджа-йога

Основой этого направления, называемого также классической йогой, считается медитация, позволяющая прийти к осознанию разницы между иллюзиями и реальностью.

Раджа-йога помогает достичь чистоты сознания, контроля над внутренней энергией и стать глубоко осознанным. В раджа-йоге нет асан.

Фундамент этого направления – канонический трактат мастера Патанджали, сумевшего соединить в единое целое восьмиступенчатую систему самореализации.

Читайте также:  Янтра ганеша: фото и значение элементов символа

Карма-йога (буддхи-йога)

В основу этого направления положено учение «Бхагавадгиты» – священного индийского текста на санскрите. Карма йога изначально ориентирована на правильный образ жизни и доброжелательное отношение к окружающим. Базовый принцип – избавление от привязанности к достижениям и поступкам. Всю свою деятельность человек обязан посвятить богу.

Джнана-йога

Достижение духовного осознания, получаемого благодаря абстрактно-философским поискам истины. Первоочерёдная цель практики – осознание себя и связи с богом при помощи знаний, приобретаемых из священных текстов и наставлений духовных учителей. Джнана-йога требует сосредоточения, напряжённого размышления и поглощения исследованием.

Бхакти-йога

В некоторых священных текстах индуизма рекомендуется в качестве наиболее лёгкого и результативного вида йоги. Это своеобразный метод восстановления взаимоотношений с богом путём самоотверженного и преданного служения ему. Бхакти-йога способна избавить от материальных страданий любой разновидности и принести в результате трансцендентное блаженство.

Хатха-йога

Силовое направление, основной идеей которого является развитие гибкости тела. Это учение о физической гармонии, приобретаемой с применением физических средств управления организмом. К ним относятся асаны (позы физического тела), пранаямы (дыхательные практики, мудры и бандхи (упражнения, нацеленные на управление внутренней энергией).

Йога помогает культивировать и одухотворять буквально каждую клетку человеческого организма.  Занятия йогой многих смогли убедить в том, что физическое состояние организма человека неразрывно связано с его отношением к жизни. При помощи практик йоги человек воспитывает в себе чувство меры и пропорции.

Йога по Айенгару

Этот метод оптимален для предотвращения душевных и физических болезней, а также для общего укрепления организма. Он был разработан на основе хатха-йоги. Автору этого метода Б. К. С. Айенгару удалось доказать, что посредством концентрации внимания и правильного вытяжения разных частей тела можно успокаивать ум и достигать внутреннего покоя.

Занятия йогой по этому методу обеспечивают видимый терапевтический эффект, достигающийся посредством плавного поступательного воздействия на человеческий организм. Владение йогой по методу Айенгара помогает грамотно ориентироваться в многоликом мире современной йоги.

Ступени йоги

  1. Яма – основные этические законы.
  2. Нияма – базовые принципы поведения личности, базирующиеся на самодисциплине.
  3. Асана – положение.

  4. Пранаяма – контроль дыхания, достигаемый посредством проведения дыхательных практик.
  5. Пратьяхара – освобождение ума от воздействия чувств.

  6. Дхарана – создание особых условий для ума, посредством чего достигается сосредоточение в одной точке на 90%.
  7. Дхьяна – регулируемый поток сознания, благодаря которому можно размышлять об определённом явлении либо понятии.

  8. Самадхи – особое созерцательное состояние, выражающееся в спокойствии сознания и снятии имеющихся противоречий между внешним и внутренним мирами.

Яма

Через эту ступень прокладывается дорога к просветлению. Эта ступень основывается на пяти принципах:

  • Ахимса – принцип ненасилия, безвредность по отношению к живым существам и к окружающему миру;
  • Сатья – освобождение от лжи и самообмана;
  • Астея – избавление от жадности и желания обладать вещами либо заслугами, принадлежащими другим людям;
  • Апариграха – непринятие благодеяний и даров;
  • Брахмачарья – заключается в воздержании (эмоциональном, интеллектуальном, физическом и половом).

Нияма

Эта ступень йоги представляет собой 5 различных видов:

  • чистота мыслей и тела;
  • удовлетворённость при любых жизненных проявлениях;
  • неукоснительное следование религиозным предписаниям;
  • постоянное повторение молитвенных заклинаний;
  • соединение всех обрядов религии с высшим существом.

Асана

Система физических упражнений, главной целью которых является очищение тела, как внешнее, так и внутреннее. При правильном выполнении каждая асана обеспечивает заметное гармонизирующее и укрепляющее влияние на весь организм в целом.

Пранаяма

Система дыхательных упражнений, предоставляющая возможность управления праной (совокупностью всех сил, скрытых в человеке и окружающих его). Особая дыхательная гимнастика, позволяющая управлять своей жизненной энергией.

Пратьяхара

Техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно ориентированы. Пратьяхара предоставляет возможность избавления от чрезмерной эмоциональности и автоматической реакции на то, что происходит вокруг нас.

Дхарана

Основной целью является удерживание концентрации или центра внимания в одном направлении. Необходимые условия – глубокая вовлечённость и рефлексия.

Дхьяна

Медитация для очищения ума. Эту ступень йоги ещё можно определить как практику, направленную на успокоение сознания вплоть до кратковременного прекращения психической деятельности.

Самадхи

Восстановление утраченного равновесия, состояние единения с объектом медитации. Состояние самадхи может быть выражено в двух формах: сампраджнята (познавательное созерцание) и асампраджнята (не познавательное созерцание).

Помимо чистоты физического тела и помыслов не меньшую важность имеет и чистота пищи. Также важно выбрать подходящее место для духовной практики. Оптимальным выбором в этом случае станет тихое живописное и уединённое место. Для этой цели отлично подойдёт берег реки или моря. Подходящий уголок можно создать и в собственной комнате. Основные условия – свежий воздух и чистота.

Источник: http://vedenie.com/yoga-chto-eto-takoe/

Центр развития Анаэль

Основные направления йоги.

Основные классические направления йоги — это раджа-, карма-, джняна-, бхакти- и хатха-йога.Кроме того, существуют также мантра-, крийя-, тантра-, кундалини-йога. Все они являются составными элементами РАДЖА- ЙОГИ (Аштанга-йоги).

Также нужно упомянуть сравнительно недавно появившиеся направления — интегральная йога (синтез йогических практик, религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века — заслуживает внимания, но это тема отдельного разговора), аэро-йога и т.д.

Пока мы рассмотрим лишь проверенные тысячелетиями классические. По сути все направления, являются составляющими Раджа-йоги.

???? РАДЖА-ЙОГА («царская йога»), также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом.

Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами, что и достигается посредством 8 этапов раджа-йоги.

Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности.Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой».

Ступени йоги мы с вами рассматривали ранее (это : Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара,Дхарана, Дхьяна и Самадхи).

???? КАРМА-ЙОГА (санскр. «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда.

В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Основной принцип лежащий в основе – это безвозмездное самопожертвование, без какой-либо корысти. Служение другим должно быть честным и чистым. Предполагает помощь другим людям, кому повезло меньше в жизни, чем вам.

???? ДЖНЯНА-ЙОГА, джняна-йога или гья́на-йо́га (санскр. «путь знания») — один из видов йоги в философии индуизма.

В адвайта-веданте совершенством джнана-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Это йога мудрости.

Один из основных принципов — изучать различие между тем, что реально и нереально. Также стимулирует людей больше задумываться о себя, как о духовных существах, которые могут достигать просвещения через силу воли, обучение и разум.

В адвайте джнана-йога выступает как первичный путь к достижению МОКШИ. МОКША (санскр., «освобождение») или му́кти (санскр.) в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя.

Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (ахамкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.

Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.

???? БХАКТИ-ЙОГА — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.

Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.

Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.

???? МАНТРА-ЙОГА использует звук, чтобы излечить ваше тело и сделать острым Ваш ум. Мантра — техника медитации (размышления), во время которого вы повторяете определенное слово громко или тихо в вашем уме.

???? КРИЙЯ-ЙОГА — направление йоги, основанное на техниках пранаямы и открытия чакр. Основателем этого вида йоги считается индийский святой Лахири Махасайя, живший в XIX веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал гималайский святой Бабаджи Махарадж, достигший бессмертия.

???? КУНДАЛИНИ-ЙОГА — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с Шивой, а также и прекращение собственного сознания йогина.

???? ХАТХА-ЙОГА(«настойчивое слияние») — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций.

Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги.

Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма.

В древних ведийских писаниях[источник не указан 1765 дней] говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.

Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами.

При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению.

Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического. Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления. В тоже время хатха-йога — лишь начальный этап на пути к совершенству. Если вы еще не готовы следовать путем Хатха-Йоги — начните с КАРМА-ЙОГИ — она доступна каждому из нас и в тоже время очень важна как для продвинутого йога, так и для начинающего…Карма-йогой мы можем заниматься каждую секунду нашей жизни…Начните прямо сейчас!

О Тантре мы поговорим отдельно — о ней существует много заблуждений и кривотолков????

Подробней ступенях в Раджа-йоге читайте в одном из следующих постов! Всего доброго, будьте счастливы!

#NathalieDernovaya #хатхайога инструктор йоги Центра развития Анаэль

Источник: https://m.facebook.com/anael.zp/posts/1864558130273844/

Ссылка на основную публикацию