Аштанга йога: что это такое и подробно о 8 ступенях

Автор Йога-сутр Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Восемь ступеней аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы.

Первые четыре ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность и обрести контроль над телом. Это готовит нас ко второму этапу внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться со своими чувствами и умом и в результате достичь высшего состояния сознания.

Яма

Первая ступень, яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми.

Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе».

К пяти ямам относятся: Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание, Апариграха – нестяжательство.

Нияма

Нияма, вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

К пяти ниямам относятся: Шауча – чистота, Самтоша – удовлетворенность, Тапас – пыл, религиозное рвение, Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Асана

Асаны – это специальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

Пранаяма

Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями.

Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е.

в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой.

Пратьяхара

Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов.

На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты.

Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Дхарана

Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри.

Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий.

Но несмотря на то что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке.

Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

Дхьяна

Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие.

В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость.

Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.

Самадхи

Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами.

Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком громко и будет казаться далеким от реальной жизни.

Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе? То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру.

Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.

Источник: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/8-stupeney-ashtanga-yogi-rukovodstvo-dlya-schastlivoy-zhizni-i-dukhovnogo-razvitiya

Аштанга йога: 8 ступеней

Патанджали в трактате «Йога-сутры» дает йоге весьма интересное наименование – аштанга, дословный перевод которого означает «восемь ступеней» («ашта» ? «восемь», «анга» ? «ступень, ветвь, конечность»).

Восемь ступеней аштанга-йоги можно рассматривать в качестве своеобразного руководства, как прожить полную и, главное, счастливую, жизнь. В связи с этим в йоге можно встретить немало нравственных и этических предписаний, наставлений о поддержании физического и психического здоровья. Выполнение этих «инструкций» помогает человеку приблизиться к новым духовным граням природы.

Согласно Патанджали, на первых четырех ступенях человек совершенствует свою личность и обретает контроль над телом. Это своего рода подготовка ко второй стадии внутреннего путешествия, по мере которого человек будет знакомиться со своим умом и чувствами, что, в конечном счете, поможет ему достичь высшего состояния сознания.

Яма

Ямой называется первая ступень, под которой понимается совокупность этических норм поведения, определенным образом упорядочивающих наши отношения с другими людьми.

Яму трактуют еще и как некий универсальный закон, который, в сути своей, сводится к золотому правилу нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Всего известно пять ям: Апариграха – не стяжательство, Брахмачарья – воздержание, Астейя – не воровство, Сатья – правдивость, Ахимса – ненасилие.

Нияма

Это вторая ступень йоги, относящаяся к самодисциплине, а также к духовной сфере в целом. На деле нияма проявляется в регулярном посещении храмов, личных медитационных практиках, созерцательных прогулках и пр.

Пять ниям выглядят так: Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога, Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов, Тапас – религиозное рвение и пыл, Самтоша – удовлетворенность и, наконец, Шауча – чистота.

Асана

Асанами называют специальные позы, применяемые в практике йоги. Это ее третья ступень. Йогины убеждены: тело – это храм души, а потому уход за ним является важной стадией духовного роста. Благодаря практике асан человек становится более дисциплинированным, совершенствуется его способность к концентрации. Без всего этого медитация невозможна.

Пранаяма

Пранаямой называется четвертая ступень аштанга-йоги, на которой устанавливается контроль над дыханием.

Это система техник, обучающих контролю над дыханием в процессе установления связи между ним, умом и эмоциями. «Пранаяма» дословно переводится как «расширение жизненной энергии».

И это вполне закономерно, ведь занятия пранаямой – отличный способ омоложения организма и продления его жизни.

Пранаяма может приобретать вид отдельной техники (в положении сидя выполняются определенные дыхательные упражнения) или составной части регулярной программы занятий йогой.

Пратьяхара

Это пятая ступень аштанга-йоги, на которой чувства отвлекаются от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание внутрь себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.

После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и, вполне вероятно, мешают внутреннему росту.

Дхарана

Важно понимать, что каждая ступень аштанга-йоги – это некая подготовка перед последующей ступенью. На стадии пратьяхары создаются все условия для того, чтобы овладеть дхараной – концентрацией. Справиться со своим умом, отвлекающим нас внутри, человек сможет лишь в том случае, если прежде сумеет абстрагироваться от внешнего мира.

Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса главным образом благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и т.д. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.

Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать.

Его фокус неизбежно смещается, стоит только человеку начать разбираться в нюансах дыхательных упражнений и поз.

На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку. Результатом длительных периодов концентраций рано или поздно становится медитация.

Дхьяна

На седьмой ступени аштанга-йоги медитация (созерцание) основана на непрерывном потоке концентрации. Концентрация (дхарна) и медитация (дхьяна) – не одно и то же, между этими двумя состояниями есть тонкое различие.

Так, важным условием дхарны является однонаправленное внимание, в то время как дхьяна – состояние осознанности – не предполагает такого фокусирования вовсе.

На этом этапе ум успокоен и пребывает в безмятежности, а потому не рождает новых мыслей. Для достижения этого состояния необходима выносливость и сила. Однако не стоит думать, что это вовсе невозможно.

Помните о том, что йога – это процесс, наиважнейшее значение имеет само внутреннее путешествие.

Самадхи

Патанджали говорит о заключительной стадии аштанги как о состоянии блаженства. На данном этапе медитирующий и объект полностью сливаются, вследствие чего человек преодолевает границы собственного «я». Ему наконец-то приходит осознание глубокой связи с божественным, взаимосвязи всех живых существ.

Наступает мир, который «превыше всякого ума». Медитирующий переживает истинное блаженство и единение с миром.

На первый взгляд это звучит несколько фантастично, нереально. Однако если вдуматься, в основе устремлений каждого человека лежат базовые желания свободы, самореализации, радости.

То, что могут осознать далеко не все, Патанджали представил в виде пути, состоящего из восьми ступеней, причем заключительным этапом является просветление – то, чего нельзя купить и отобрать.

Чтобы достичь его, нужна бесконечная преданность практике.

Источник: https://www.yoga-good.ru/ashtanga-8-stupeney.html

Аштанга йога: основные ступени, практика для начинающих

Тысячелетия назад индийские мудрецы создали таинственную практику слияния души, тела и природы. Их необыкновенные, непостижимые результаты в этом удивляют и до сих пор.

Читайте также:  Янтра куберы: привлечение материального благополучия

За время существования йоги, было сформировано много школ и течений. Одна из них – аштанга-виньяса йога.

Эта школа предлагает вместо статических поз выполнять динамические комплексы, улучшающие здоровье, красоту и повышающие долголетие.

История появления аштанга-йоги

Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.

Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Автор последовательно описал путь, представленный 8 ступенями. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.

За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.

Что представляет собой аштанга- йога

Аштанга-йога относится к сложной, состоящей из большого количества упражнений, комплексной дисциплине, состоящей из 8 частей и позволяющей достичь духовного и физического развития. Новая школа Паттабха Джойса – это ответвление от статической хатха йоги.

Духовное совершенство (самадхи) достигается при состоянии удовлетворения и понятия того, что всё едино – то, что создал Бог, всё живое, природа и мир. Особой современной системой является аштанга-виньяса йога, объединяющая динамичные комплексы и дыхательные техники.

Одна асана последовательно и быстро заменяется другой, образуя комплекс, сопровождаемый правильным дыханием (пранаямой), энергетическими замками (бандхами) и концентрированием взгляда на одной из 8 точек (дришти).

Виньяса йога – это жёсткая практика, требующая немалой силы, растяжку и гибкость. Любое занятие начинают комплексом Приветствия Солнцу («Сурья Намаскар»), состоящим из дюжины поз. Занятия сопровождаются пением мантр.

Основанная в 1964 г. Паттабхи Джойсом, эта школа до сих пор живёт в институте Майсуры. Главная идея аштанга виньясы – это смещение акцента с позы к дыханию. С этим приходит осознание поз как временных и мимолётных форм.

Основные ступени аштанга-йоги

Чтобы достичь цели этой практики, надо пройти 8 ступеней санскритского учения:

  1. Первой ступенью являются морально — этические нормы и заповеди. Она называется Ямой и содержит 5 обетов.
  2. К Нияме, так же из 5 обетов, причисляют самодисциплину и расслабления.
  3. Асанами называются устойчивые медитативные позы, в которых удобно практиковать другие основы йоги. Они совмещаются с выполнением дыхательных упражнений.
  4. К Пранаяме относятся дыхательные практики, дающие организму жизненную энергию. Усмиряя дыханием ум – единственное препятствие осознания мира, легче познаётся внешний мир.
  5. Постигая Пратьяхару, переходную ступень между внешними и внутренними практиками, следует не реагировать на внешние объекты, а осознавать только внутренние процессы.
  6. С Дхараной концентрируют мысль и внимание, сливая вместе энергию тела и силу мира. Учатся собирать ум в одну точку.
  7. Медитации Дхьяны учат не отвлекаться даже к мыслям.
  8. Последней ступенью духовного достижения, полным равновесием и высшим уровнем просветления является Самадхи.

Аштанга-виньяса состоит из 6 уровней, отмечающихся последовательностью поз. Доступные комплексы – это 1-2-й:

  • базовый терапевтический — Чикитса;
  • очищает энергетические каналы Нади Шодхана;

К высокому уровню сложности, Стхира Бхага Самапте (из 4 уровней), переходят те, кто уже совершенствует изящество своей практики.

Как правильно начать заниматься практикой

Решив начать занятия, любителю нужна консультация доктора. Для обучения стоит выбрать опытного учителя – гуру, он научит правильному дыханию, выполнению поз и их последовательности.

Посещая систематически уроки, важно научиться выполнять комплексы с заданным ритмом, не отставая и не забегая вперёд. Начинаются занятия комплексом «Приветствие Солнцу».

В начале и по окончании урока звучат традиционные мантры.

Главное – концентрация внимания, точная техника и копирование движений гуру. Объективно оценивая физическую подготовку, двигаться от простых упражнений к сложным позам.

Лучшим вариантом будет первоначальное освоение дыхательной практики.

Переходом к следующему уровню будет ощущение накопления огня, распределяющемуся ровно во все части тела, и обеспечивающему: очищение организма, приобретение гибкости и силы, спокойный ум.

Как подготовиться к аштанге

Для занятий йогой не обязательно иметь предварительных духовных практик. Но так как аштанга-виньяса – это активные динамические комплексы, то необходимо приобрести хотя бы минимальную физическую подготовку.

Следует заранее позаниматься растяжкой, выносливостью и укрепить мышечный корсет. Практические занятия йоги – это выполнение асан, развивающих и укрепляющих мышцы.

Только благодаря сильному телу ученик научится фокусировать мысли.

Постигая первую ступень, нужно просто думать о достойном поведении и не совершать в жизни необдуманных поступков.

Новичок научится:

  • концентрировать ощущения на точках тела;
  • учиться сохранению медитативного состояния;
  • контролировать дыхание при выполнении упражнений.

Полезна тренировка в специальном упражнении, основанном на первой ступени аштанга-йоги. Мысленно выбирается объект, концентрируя на нём мысли, и перечисляется вся информация об этом предмете и его характеристика.

Размышлять следует так долго, пока не закончится желание. В следующем упражнении, на такое же время, отключить все мысли.

Эти простые занятия — хорошая подготовка для освоения последующей ступени — постигать возможности своего тела.

Кому подойдет аштанга-йога

Виньяса комплексы — трудные занятия, требующие физической подготовки и гибкости. Выполнение таких упражнений под силу молодым людям с хорошим здоровьем. Смогут заниматься и дети подросткового возраста, не знающие, куда деть избыточную энергию.

Также это направление выбирают мужчины, желающие стать физически сильнее, выносливее и окрепнуть духом. Эти уроки подойдут тем, кто мечтает за короткое время стать стройнее и изящнее, сбросив лишние килограммы.

Часто к аштанга-виньяса йоге стремятся одиночки, не желающие мешать собственный духовный мир с внешними проблемами.

Мантра аштанга-йоги

Каждый урок аштанга виньяса йоги, придерживаясь традиции, начинается чтением мантры. Дословно: «освобождение ума», «стих», «заклинание».

Главное – точное звучание священного текста или слова, звуковые вибрации которых успокаивают и расслабляют. В открывающей мантре ученики благодарят гуру за мудрость и выражают глубочайший почёт.

В закрывающем стихе йогины делятся накопленной благоприятной, чистой энергией со всеми живущими и желают всяких благ. Произносят мантры на языке написания.

Сильная и популярная буддийская практика, с помощью которой очищается карма и познаётся собственная личность – это мантра Ваджрасаттвы из 100 слогов.

В этом обращении просьба божества очистить человека от грехов и негатива. Мантру читают, проговаривают, поют или слушают, когда хотят и где хотят, желающие и верящие в неё.

Для начинающих – повторять по 21 раз ежедневно. Чтобы очистить ум, и просветлить сознание – по 108.

Польза аштанга-йоги

Те, кто занимается аштанга-йогой, становятся подтянутыми, имеют красивую атлетическую фигуру и крепкое здоровье.

Правильное дыхание в позах разогревает, заставляя кровь быстрее циркулировать, которая при этом очищает органы и ткани, а организм омолаживается. При расслаблении происходит объединение ума, духа и тела.

Интенсивная растяжка тонизирует мышечный корсет, уменьшая боль в позвоночнике. Активные упражнения аштанга-виньяса йоги помогают сбросить лишний вес.

Положительные эффекты:

  • появляется гибкость, проработаны мышцы, располагающиеся глубоко;
  • тело становится красивым и подтянутым за короткое время;
  • организм освобождается от ядов и вредных веществ, а так же от энергетических застоев;
  • лучше концентрируется внимание;
  • приходят в порядок печень и почки;
  • нормализуется обмен веществ.

Противопоказания к аштанга-йоге

К выполнению сложных упражнений виньясы следует приступать осознанно и осторожно. Нельзя заниматься йогой лицам с больным опорно – двигательным аппаратом и проблемами во внутренних органах. Кроме этого нежелательно выбирать такой стиль не гибким людям. Подвижность отдельных комплексов не рекомендует выполнять их:

  • беременным;
  • с грыжей межпозвоночных дисков;
  • с травмами головы в прошлом;
  • с хроническими заболеваниями;
  • после операций;
  • с повышенной температурой тела и больным, принимающим сильные лекарства.

Подобные занятия совсем запрещены людям с сердечными болезнями, с травмами спины и с другими серьёзными болезнями.

Аштанга-йога для начинающих

Основа аштанга-йоги состоит из комплекса упражнений — это полная практика йоги, её можно освоить быстро. Различные движения и наклоны, выполняемые телом, образуют 12 асан.

На первых занятиях они разучиваются медленно и неторопливо вместе с правильным дыханием и их синхронностью. В дальнейшем изучается последовательность асан и правильное выполнение.

Считается, что ученик освоил технику, когда он справится с 12 кругами нагрузки, первоначально начиная 1 4-х. Для воспитания выносливости занятия чередуются медленными и быстрыми кругами.

Слабо подготовленным новичкам очень сложно освоить даже первый комплекс. Но это специальные комплексы, укрепляющие пресс, спину, мышцы рук и ног за счёт собственного веса, выполняемые с нужным ритмом и дыханием. Закончить урок рекомендуется шавасаной (позой мертвеца), расслабляя всё тело.

Быстрая смена асан не даёт новичку сделать синхронными движения с дыханием. Научиться этому помогут спокойные занятия Хатха йогой. Виньяса йога отличается от неё методами выполнения поз в строгой последовательности и с нужным ритмом. Главное — контролировать себя и учиться регулировать дыхание и энергию.

Лучше проводить занятия в утренние часы, до завтрака. Одежда свободная. Конечной целью первых уроков новичка будет правильное выполнение начальных асан аштанга виньясы. Йоги по нескольку лет отрабатывают порядок первых комплексов.

Из чего состоит практика

Практика аштанга-йоги — это не только выполнением поз. Кроме этого сюда входят правильное дыхание, последовательность асан и внимание к каждому действию.

  1. Асаны – это основа, непрерывное выполнение которых образует комплекс – виньясу.
  2. Для достижения созвучия тела и движений применяется правильное дыхание пранаяма. Делая медленные равномерные вдохи и выдохи, горлом издаются специальные звуки.
  3. Техника выполнения трёх бандхи — это разблокировка праны и направление её к энергетическим каналам.
  4. Управление вниманием с концентрацией на нужном объекте.
  5. Избавление от размышлений.
  6. Внимание с сохранением сосредоточенности на нужной точке.

Самостоятельные практики называются — Майсор-классами, которые используются только в аштанге. Здесь применяется корректировка асан учителем.

В Led-классе последовательность асан ученики повторяют за учителем, так же он ведёт подсчёт комплексов и показывает правильный ритм дыхания. В начале и конце занятия читаются мантры.

Правильное дыхание

Источник: https://yoga24.info/shkoly-i-napravleniya/ashtanga-ioga.html

Что такое Йога

Патанджали дал миру Йога-Сутры, но был бы очень удивлен, если бы узнал, Йогу вдруг назвали «8-ступенчатой»! Очень трудно заниматься Йогой «по ступеням».

Это всё равно, что по очереди наращивать ножки стула — на нём невозможно сидеть; или всё равно, что развивать по очереди сначала правую руку, потом левую, потом правую ногу, потом левую…

Патанджали не говорил, что Яму нужно практиковать до Ниямы, а Самадхи — только лишь в самом «конце».

Йога — это Единство! Что останется от единства, если его разбить на ступени?!

Начинать надо с сознания, и тогда тело и ум будут меняться. А если начать с тела или ума, то изменить сознание намного сложнее. Это аналогично тому, если Вы заставляете себя не есть мясо.

Может человек и не будет есть, но будет хотеть его. И от этого будет больше вреда чем пользы, потому что будет стресс и напряжение ума. Но если развивать сознание, то тело само собой, естественно и спонтанно не захочет есть мясо.

Читайте также:  Калешвара-мудра: как правильно делать для избавления от вредных привычек с фото и видео

И будет польза и для тела, и для сознания (и для ума).

Начинать практиковать йогу нужно одновременно со всех ветвей. Но приоритет лучше отдать сознанию, поскольку это самый фундаментальный уровень жизни. Если приоритет отдать более грубым уровням, то на изменение сознания уйдет слишком много времени.

Сознание первично. Поэтому когда говорят «перехожу на пятую ступень, это — работа с телом; а работа с сознанием — ступени шесть-восемь, но пока ещё рано»,
то это означает, что человек занимается не Йогой (интеграцией), а наоборот — разъединением, расщеплением (диференциацией).

Вместо со словом Йога часто употребляется фраза Аштанга-Йога и подразумеваются восемь составных частей Йоги: йама (яма), нийама (нияма), аасана (асана), праанайама (пранаяма), пратйахара (пратьяхара), дхаарна (дхарна), дхйана (дхьяна), самаадхи (самадхи). Но эти восемь «анг» являются частями (ветвями, составляющими) Йоги,
но не ступения или стадиями. Даже само словосочетание «атшаанга» состоит
из слов «атша» и «анга» — «восемь частей» или «восемь ветвей». Ветви (конечности, составные части) могут развивиться только вместе, одновременно и параллельно, но не «ступенчато».

Более того, если считать анги Йоги «ступенями», то достижение самадхи
нереально, потому что практикующий «8-ступенчатую» Йогу никогда не дойдёт до
шестой ступени, поскольку все первые анги будут являться лишь установками
для ума, ограничениями, интеллектуальным контролем поведения, что не ведёт к Йоге (и высшим состояням сознания), а наоборот сужает сознание из-за введения ума в
дополнительные границы.

Это лучше всего рассмотреть на примере анги Йама (Яма), которую называют «нравственные правила поведения». Йама (Яма) как бы указывает, как человек должен себя вести, реагировать и относиться к другим людям, всем живым существам и окружающей среде.

Но что заставит человека так себя вести?! Невозможно сказать себе «с завтрашнего дня я больше не причиняю вред другим (поэтому не ем мясо и рыбу), не лгу, не завидую другим, не хочу чрезмерного секса, не привязывюсь к результатам своих действий»! Всё это может быть лишь интеллектуальными установками и запретами.

То есть по сути это — ограничения в действиях, которые останутся пустыми словами.

А вот наоборот, с практикой самадхи — «последней ступени», а на самом деле основы и сути Йоги, сознание развивается, границы ума расширяются, воспрятие очищается, и ум сам спонтанно и естественно начинает осознавать, что насилие — это плохо и для человека, и для окружения (и перестает наносить вред другим и есть трупы убитых животных), что ложь разрушает (и прекращает лгать), что нет удовлетворения в материальном (и перестает завидовать другим), что результаты действий являются иллюзиями (и не привязывется к ним).

Более того, Ахимса, как непричинение вреда, не возможна в принципе, если считать её «ступенью» Аштанга-Йоги. Ведь что бы следовать Ахимсе, нужно знать последствия каждого своего действия, а с точки зрения ума это не получится.

Например, к вам подходит бомж и просит 50 копеек; с помощью интеллектуального
анализа вы не можете узнать, какой из двух вариантов вашей реакции соответствует Ахимсе; потому что если не дать денег, то он может остаться голодным и этим вы причините ему вред, а если дать, то он может выпить на них 100 гр водки и совершить преступление. Поэтому Ахимса как «первая ступень» ещё может являться очевидной в вопросах «не убей», «не ешь мясо» и подобных, но в более сложных ситуация жизни мы не можем следовать Ахимсе, пока не разовьём сознание и, как следствие, не достигнем спонтанно-правильных действий и интуиции.

Интеллектуальные, неосознанные попытки и старания следовать Ахимсе и остальным
«ограничениям» Аштанга-Йоги означают контроль ума, что противополжно цели Йоги. Ахимса и остальные правила поведения должны быть следствием состояния ума
(следствием уровня сознания), иначе они будут лишь кодексом, за выполнением
которого кому-то надо следить.

Антон Кузнецов

Большое количество практик, которые сегодня носят название «Йога», выходит из
одного общего первоисточника, но с течением времени истинное учение Йоги
искажено до такой степени, что неправильно трактуется. Таким образом, существует
множество систем, которые не имеют отношения друг к другу или к их
первоисточнику.

Сейчас техники Йоги делятся на четыре основные категории: Раджа-Йога (включает Хатха-Йогу), которая затрагивает различные формы медитации и техники очищения нервной системы; Карма-Йога — Йога действия; Бхакти-Йога — Йога преданности; Джнана-Йога — Йога знания.

Каждая из этих систем содержит сложную философскую и метафизическую структуру и широкий выбор практик. Существует много школ и авторов Йоги: некоторые из них — это отдельные системы со своими правилами;
другие — это подсистемы главных систем; некоторые — это системы, занимающиеся отбором техник из других систем.

Но лишь такая практика, которая приводят к цели — к достижению Сознания Единства, может быть классифицирована как Йога.

Четыре основные системы Йоги (Раджа-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Джнана-Йога)
первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли различные
аспекты просветления.

1) Полностью просветленный человек это тот, кто удерживает Трансцендентальное сознание во всей своей деятельности; он есть Раджа-Йог. 2) Он больше не отождествляет себя со своими поступками, и в результате они находятся в согласии с Природой — Карма-Йога.

3) Его сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию — Бхакти-Йога. 4) И он знает на своём прямом личном опыте, что его истинное «Я» тождественно с остальным мирозданием — Джнана-Йога.

Но когда за несколько тысячелетий естественная дорога к Единству была утрачена,
то все, что осталось, — это описания четырёх результатов от Йоги.
Непросветленный человек опять начал копировать эффекты сознания, и четыре
основных следствия достижения цели стали четырьмя различными путями к ней.

Учение Йоги было искаженено на протяжении многих столетий, и следствия были
приняты за причины.

Во многих традициях преподносится, что внутренняя чистота
есть необходимое предварительное условие к просветлению, и что необходимо вести
праведный образ жизни прежде, чем будет позволено медитировать (на какой-то
«ступени»).

Однако внутренняя чистота и праведная жизнь есть результат
достижения просветленности, то есть результат практики Тантра»-медитация» (Дхьяна). Именно медитация очищает человека, как снегоочиститель сам себе прокладывает путь, оставляя за
собой чистую дорогу в результате своей деятельности.

Пытаться очистить систему,
чтобы «путь к Себе» («путь к истинному 'Я'») был бы чист, это все равно, что
идти впереди снегоочистителя, разгребая лопатой снег, обеспечивая ему путь. Вы
все же можете достичь цели, но это более длинная и трудная процедура и самое
главное, это трагическое пренебрежение самым мощным инструментом — медитацией.

Махариши Махеш Йоги

Йога и Тантра

Источник: http://1-veda.info/_yoga/yoga_is.html

Аштанга йога: асаны и восемь ступеней

По сути, все виды йоги можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.

Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.

Аштанга йога: восемь ступеней

1. Яма

Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:

  1. Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).

    Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.

  2. Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).

  3. Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.

  4. Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).

    Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.

  5. Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).

    Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.

В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:

  • прощение, милосердие (кшама);
  • стойкость, мужество (дхрити);
  • сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;
  • смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;
  • умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.

2. Нияма

Нияма — предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:

    • Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.
    • Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.
    • Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.
    • Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.
  1. Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.

    На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий — в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.

  2. Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.

    Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.

  3. Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).

  4. Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).

Читайте также:  7 чакра сахасрара: за что отвечает и где она находится

В других источниках добавляются следующие правила:

  • твердая вера (астикья);
  • благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.
  • постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);
  • развитие духовного «интеллекта» (мати);
  • контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.

Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.

Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.

Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.

В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой — не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.

Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение.

Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении.

Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.

3. Асана

Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.

Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.

  1. уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.

  2. уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.

  3. уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.

  4. уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.

В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.

Естественное состояние тела и ума — это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.

Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).

4. Пранаяма

Пранаяма – это контролируемое дыхательное упражнение.

Практикуя пранаяму регулярно, можно научиться управлять ритмами пранической энергии и достигать здорового тела и разума. Патанджали в «Йога-сутрах» упоминает о пранаяме как о достижении высших состояний осознания, и уточняет, что дыхание является важной практикой достижения Самадхи.

5. Пратьяхара

Пратьяхара – это сознательное отвлечение чувств от объекта мысли.

Целью данной ступени является повышение силы разума путем психической подготовки. Практическим примером пратьяхары условно можно назвать состояние, требуемое для успешной практики Шавасаны (поза мертвеца).

Первый этап Шавасаны предполагает физическую релаксацию. На этом этапе тело сначала занимает комфортное положение, мышцы постепенно расслабляются, замедляется дыхание и, наконец, тело полностью обмякает.

На втором этапе Шавасаны вы «выходите» из внешнего мира, не теряя при этом полного контакта с ним. Это опыт пратьяхары. Большинству из нас может быть знакомо это состояние: когда вы в нем, можете почувствовать, что находитесь на дне колодца. Вы осознаете звуки вокруг, но они не создают никаких помех телу и разуму. Это состояние нереагирования.

6. Дхарана

Дхарана – концентрация ума в определенных границах.

Подразумевается фиксация ума на сущности определенного объекта либо мысли. Интересно отметить, что самая высокая ступень психической концентрации, зафиксированная и описываемая современными психологами, более или менее похожа на описание Дхараны, то есть первичной стадии концентрации, по описанию Патанджали.

Регулярная практика дхараны усиливает практику йоги, улучшая способность практикующего оставаться сосредоточенным, сохранять спокойствие.

Прогрессивная практика дхараны ведет к дхьяне.

7. Дхьяна

Дхьяна – это состояние полной, глубокой концентрации, или медитация.

Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.

Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.

8. Самадхи

Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.

Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии.

Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.

Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.

Источник: https://mymind.yoga/vidy-yogi/ashtanga-yoga.html

Ступени йоги — энциклопедия йоги и аюрведы

Классическая йога (Аштанга йога) — это духовная и телесная практика, которой должен овладеть человек, желающий постичь максимум своих способностей и в конце стать частью Божественной сущности. Данный путь состоит из восьми ступеней: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна. Аштанга Мудрец Патанджали, живший в Индии во II в. д.н.э. проповедовал, что в процессе изучения…

далее

В Аштанга-Йоге (она же «Восьмиступенчатый путь») «Ямой» называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже. Ахимса Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями….

далее

В классической йоге «Ниямой» называют вторую ступень к достижению «Сознания бога». Патанджали, мудрец, живший и проповедовавший в Индии во 2 веке до нашей эры, не случайно очень большое значение приписывал именно первым двум уровням. Если Яма — это некий свод законов, рассказывающий о правильном отношении с окружающим миром, то Нияма преследует цель научить общению со своей душой, что…

далее

Основатель «Восьмиступенчатого пути» гуру йоги Патанджали определял асану, как способ сидеть комфортно, не испытывая в теле никакого напряжения. Третья ступень классической йоги представляет собой не просто гимнастику, а специальные позы, которые позволяют тому, кто их практикует, стать максимально уравновешенным как в душевном, так и в физическом плане. Для асан можно не приобретать…

далее

Термин «Пранаяма» составлен из двух слов. Так, «Прана» переводится с санскрита как «Энергия жизни», а «Яма» означает «напряжение». Прана является энергией, которая пронизывает абсолютно все живое во вселенной. Человек получает ее из всего: воздуха при дыхании, еды при трапезе, с водой при утолении жажды. Она входит в человеческое тело через глаза, поры кожи, желудок и т.д. Управляется…

далее

Пятая ступень классической йоги Термин «Пратьяхара» на санскрите означает: отвлечение, собирание в себя. Ее цель заключается в том, чтобы научить человека фокусироваться исключительно на объекты своего сознания. При этом нужно отрешиться от всех внешних раздражителей, так как происходящее во внешнем мире провоцирует очень сильные эмоции, которые могут легко затмить импульсы, исходящие из…

далее

В своих «Йога-сутрах» великий мудрец Патанджали определил Дхарану как привязывание своих мыслей к какому-нибудь конкретному объекту. Но, такое утверждение является лишь очень маленькой крупицей знания, которое может дать классическая йога относительно рассматриваемой практики. Начинающему йогину довольно сложно понять Дхарану, опираясь на древние тексты, так как информация там…

далее

Медитацию можно характеризовать как состояние, в котором практикующий максимально сосредоточен на каком-то одном объекте.

Если в процессе данной процедуры наблюдается блуждание разума, то это называют Дхараной.

Основное различие между Дхараной и Дхьяной состоит в том, что на шестой ступени медитации во время Дхараны человек осознает только сам факт, что его сознание сосредоточено на чем-то…

далее

Гуру йоги Сватмарама характеризует Самадхи как слияние Атмана (духовной сущности) и ума, при этом сравнивая этот союз с крупинкой соли, которую растворили в воде. Переживания, испытываемые в состоянии Самадхи, полностью отличаются от того, что ощущает человек, не занимающийся данной практикой. В обыденной жизни мы все привыкли мыслить образами, в свою очередь, постигнув данную ступень,…

далее

Источник: https://dayoga.ru/knowledge/vse_o_yoge/stupeni_yogi

Ссылка на основную публикацию